23 марта 2024 в концертном зале «Зарядье» состоится премьера оперы «Милосердие».
В основу оперы легла единственная дошедшая до нас пьеса художника Николая Рериха, написанная им по окончании Первой мировой войны, в преддверии Октябрьской революции.
Ровно через 100 лет, в 2017 году, пьесу воссоздали в содружестве с петербургскими театрами в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов. Теперь же она найдёт своё музыкальное воплощение.
Написанный в духе древних мистерий философский трактат Н. Рериха о борьбе знания и невежества за культуру планетарного масштаба положил на музыку Александр Чайковский.
Композитор усилил лирическую составляющую пьесы, создал уникальное произведение, в котором отражена непоколебимая вера великого гуманиста в торжество разума и света. Александр Владимирович признался, что работа была сложной, но невероятно интересной, а текст «Милосердия» произвёл на него ошеломляющее впечатление.
«Пьеса Рериха очень драматичная, она о войне, о философских проблемах мира. По сути, это притча-былина, которая особенно актуальна в связи с сегодняшними событиями.
Либретто мы создавали вместе с Николаем Денисовым на основе пьесы. Для музыкального театра понадобилось добавить лирическую интригу и женские партии, ведь опера не может существовать без женского голоса. Мы вписали историю любви в сложнейший текст Рериха.
С точки зрения композиторских приемов в опере используются многие выразительные средства: соединяются приемы электронной музыки с атональной, традиционной и даже с рок-музыкой»,
– рассказывает Александр Чайковский.
«Победа над тьмою в битве за справедливость, мир, культуру, свет знания и истинные ценности, мощный рывок человечества в новую жизнь невозможен без высшего водительства, без посланного небом героя и царя духа. Именно он несёт с собой спасение, победу, суровую справедливость и высшее милосердие во имя будущего. «Милосердие» Рериха – об этом»,
– считает директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.
На сцене Зала Зарядье состоится премьера оперы в её концертном исполнении с использованием мультимедийных эффектов.
«В опере «Милосердие» соединились философские идеи художника начала XX века Николая Рериха и музыка нашего современника, композитора Александра Чайковского. Этот проект, приуроченный к 150-летию Николая Константиновича Рериха, можно смело назвать знаковым в современной истории отечественной культуры»,
– говорит генеральный директор Зала Зарядье Иван Рудин.
Иван Рудин заявил, что в России есть проблема с поставкой роялей
Первым исполнителем произведения станет Государственный академический симфонический оркестр под управлением Михаила Татарникова.
«Пьеса написана 100 лет назад, но при этом настолько актуальна сейчас – это то, что может вывести многих людей к свету. Такой премьеры давно не было – это будет сногсшибательное событие»,
– считает Михаил Татарников, дирижер и музыкальный руководитель проекта «Милосердие».
Авторы и продюсеры проекта – Фонд поддержки классического музыкального искусства F.E.S. и Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов.
Михаил Татарников: «Мы вместе можем надеяться на что-то интересное, эксклюзивное»
«Стать вдохновителем и участником столь грандиозного проекта – большая честь и колоссальная ответственность для Фонда F.E.S. В год 150-летия выдающегося представителя нашего народа «Милосердие» явится уникальным примером того, как с помощью музыки в судьбе Рериха рождается новое продолжение его философской мысли и сокровенной мечты»,
– уверен Дмитрий Дедух, идейный вдохновитель и продюсер проекта.
Пресс-служба проекта