
В «ГЭС-2» соединили современную хореографию и русский фольклор «под землей».
Премьера танцевального спектакля в «ГЭС-2» прошла не в почти бескрайнем пространстве Дома Культуры и даже не на территории березовой рощи, которая часто используется здесь как сцена под открытым небом.
Перформанс «Под землей» публика увидела именно там – на подземной парковке, но вместо автомобилей здесь были импровизированные подиумы для танцоров и музыкантов.
Новый проект хореографа Ольги Цветковой исследовал тему человеческой трансформации от глубины веков до наших дней сквозь призму русского танцевального и музыкального фольклора. Обратившись в мир чувственного, хореограф попыталась преподнести архаику и национальный колорит, которые сидят в глубине каждого. Получился любопытный взгляд на прошлое глазами современности: танцевальные движения в духе contemporary dance органично дополняло народное пение соло и под балалайку с аккордеоном.
Ольга Цветкова, экс-куратор современного танца в «ГЭС-2» — опытный постановщик танцевальных перформансов на музыку современных композиторов. За ее плечами – работа над спектаклем Human after all для шведской танцевальной компании Norrdans, перформансом Soulwhirl на музыку Вангелино Курентзиса в Доме радио, балетом-инициацией «Реквием. Соло» на музыку Яниса Ксенакиса и Петра Главатских на Новой сцене Александринского театра.
Также она является автором спектакля «Моменты» совместно с Владимиром Горлинским. Именно его Цветкова и привлекла к созданию проекта «Над землей» — но уже в качестве саунд-дизайнера и музыкального драматурга.
За русские народные песни же целиком и полностью отвечал ансамбль «Толока» — коллектив молодых фольклорных исполнителей и исследователей аутентичной русской музыки. 6 вокалистов и 8 перформеров составили единое повествование, рассказав сугубо мужские истории о проводах в армию, тоске по возлюбленной и даже о драке.
Своеобразной прелюдией спектакля стал ритмичный остинатный танец перформеров, напоминающий степ (но без движения рук – они оставались в статичном состоянии). На лицах танцоров были надеты черные маски с пустыми глазницами, а головы были закутаны бабушкиными платками: художник по костюмам Руслан Рычагов таким образом подчеркнул условность и абстрактность времени и места.

Впрочем, когда маски оказались сброшены, сомнений в том, о чем будет говорить спектакль, уже ни у кого не остались. 8 брутальных лысых парней пластично перемещались по подиуму, совершали акробатические трюки, пускались в неистовый пляс как на деревенской вечеринке, приседали и подскакивали на манер солистов ансамбля «Березка» — и все это, разумеется, под фольклорный аккомпанемент музыкантов.
Каждой танцевальной «секции» соответствовала своя песня, и наоборот – так, танцевальный монолог одного из солистов звучал в сопровождении лирической протяжной песни про парня и его буйную головушку. А групповые танцевальные фигуры с энергичной сменой диспозиции – под песню, которая ассоциировалась с трудовой артельной.
Единство музыки и хореографии рождало удивительное ощущение присутствия в далеком прошлом – и не забытом и покрытым пылью, а современном и понятном без слов.
Зрители располагались по периметру импровизированной сцены – кто-то сидел на лавочках, а кто-то тихонько отбивал четкие ритмы в унисон с перформерами. Их работу, конечно, трудно было переоценить: за час с небольшим Тимур Ганеев, Евгений Калачев, Артур Карданов, Александр Козин, Богдан Кочуров, Камиль Мустафаев, Андрей Петрушенков и Андрей Сычев буквально вывернули наизнанку свои тела, экспрессивно обнажившись перед публикой (и не только в метафорическом смысле).
А финальная сцена спектакля «Над землей» могла бы претендовать на экранизацию – уж очень эффектной и визуально, и по смыслу она вышла. Каждый из танцоров медленно проходил сквозь своеобразный поток воды, струящейся прямо из потолка, словно очищаясь и преображаясь на глазах у всех.
Ансамбль «Толока», который весь перформанс погружал в крестьянскую лирику и заставлял двигаться под «Тимоню», будто растворился, оставив лишь одного солиста, который с доверительной тихой интонацией, удивительно точно имитируя манеру фольклорной «музы» Тарковского – народной исполнительницы Ольги Сергеевой, пел колыбельную, убаюкивая и маня за собой.
Надежда Травина