В рамках абонемента «Скрипичные школы Московской консерватории» 22 июня 2016 года в Малом зале консерватории состоялся концерт к 125-летию со дня рождения профессора Абрама Ильича Ямпольского (1890 – 1956).
Концерт был посвящен памяти Леонида Когана и Юлиана Ситковецкого – двух выдающихся учеников А. И. Ямпольского, одного из основоположников современной отечественной скрипичной школы.
Среди учеников А. Ямпольского: Юлиан Ситковецкий, Леонид Коган, Игорь Безродный, Эдуард Грач, Елизавета Гилельс, Михаил Фихтенгольц, Марк Лубоцкий, Наум Латинский, Юрий Янкелевич, Ростислав Дубинский, Исаак и Валентин Жук, Юрий Силантьев, Нина Бейлина и многие другие известные скрипачи.
В концерте приняли участие Даниил Коган (скрипка, сын Нины и внук Леонида Когана), Нина Коган (пианистка, дочь Леонида Когана), Лукас Генюшас (пианист, внук Веры Горностаевой). Что ни музыкант, то представитель династии. И, надо сказать, достойные представители.
Организатором концерта выступил Дмитрий Ситковецкий – сын Юлиана. Он и сказал несколько слов по поводу этого концерта:
“У нас сегодня замечательная аудитория – много знакомых лиц. Но много и незнакомых. Музыкальная жизнь Москвы продолжает свои замечательные традиции своей интенсивности.
Абрам Ильич Ямпольский – один из величайших музыкальных педагогов. Наряду со Столярским в Одессе и ещё, быть может, двумя-тремя педагогами их поколения – они создали славу и величие советской скрипичной школы.
Когда-то по приглашению Петербургской консерватории в Россию приехал Леопольд Ауэр, став родоначальником всей русской скрипичной школы. Она дала миру Яшу Хейфеца, Натана Мильштейна, Мишу Эльмана, Ефрема Цимбалиста, основавшего Кёртис-институт в Филадельфии. Но они оказались за океаном.
Абрам Ильич стал одним из самых выдающих основателей советской скрипичной школы, тоже восходящей к Ауэру. Его педагог был учеником и ассистентом Ауэра.
Я учился у Юрия Исаевича Янкелевича – ученика Ямпольского. Ещё преподает, несмотря на свои девяносто два года, Майя Самуиловна Глезарова. Так что мы все – одна линия.
Леонид Коган и Юлиан Ситковецкий учились у Ямпольского ещё в конце 30-х годов. В начале войны они вместе с ЦМШ были эвакуированы в Пермь. Жили трудно и голодно. Продуктовые посылки разыгрывались. Мне рассказывали, что как-то раз банку варенья выиграл тот, кто быстрее всех сыграл третью часть Интродукции и Рондо-каприччиозо Сен-Санса.
Уникальный случай произошёл в 1947 году, когда на конкурсе первого Фестиваля демократической молодежи и студентов в Праге первое место поделили Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий и Игорь Безродный – все трое студенты Ямпольского.
Потом у всех жизнь сложилась по-разному. Мой папа умер очень рано, в 32 года, как Франц Шуберт…”
Открыли концерт Дмитрий Ситковецкий и Нина Коган Сонатой № 3 для скрипки и фортепиано Бетховена. Она была исполнена с отменным вкусом в академической (в лучшем смысле этого слова) традиции. Если у Дмитрия в основном это его собственная заслуга, поскольку его папа умер, когда ему не исполнилось ещё и четырёх лет, то вкус Нины воспитывался в дуэте с её выдающимся отцом, которому она аккомпанировала.
А сегодня эстафета переходит в руки самого младшего представителя династии – Даниила. Конечно, и с другой стороны гены у него тоже неплохие – его отец превосходный кларнетист Юлиан Милкис.
Вторым номером программы Д. Ситковецкий и Л. Генюшас исполнили дуэт Франца Шуберта. Здесь великолепным ансамблистом показал себя Генюшас. Известно, что у Шуберта фортепианные партии ничем не уступают по сложности и глубине содержания скрипичным, а иногда и превосходят их, и рояль может легко заглушить скрипку. Лукас исполнил партию фортепиано очень тактично, но не в ущерб общему музыкальному смыслу пьесы.
Даниил Коган – скрипач ярко выраженного виртуозного плана. Но его виртуозность не самоцель – она очень органична, ненатужна и романтична. В нём проглядывают черты его великого деда.
Есть два типа виртуозов. У одних все виртуозные пассажи исполняются как бы легко и играючи. Слушателям кажется, что ничего особо сложного то здесь и нет, хотя чаще всего виртуозная музыка интересна именно своими техническими «наворотами» и пальцеломными сложностями.
Даниил виртуоз именно такого плана. У других технологические сложности выходят на первый план, и слушатели видят как это тяжело, сколько пота и крови потратил исполнитель, чтобы добиться хорошего результата. На самом деле, за редкими исключениями, любой виртуоз должен для поддержания формы заниматься ежедневно часами! Но на сцене это не должно быть заметно.
У виртуозной музыки есть ещё один враг, встречающийся нередко, – это академизм, который убивает её в любом виде. Далеко не все скрипачи, которым технически доступна любая музыка, могут исполнить виртуозные пьесы интересно. Безупречно сыгранные технически, музыкально они бывают скучны, если в их исполнении нет нерва и элементов (если так можно выразиться) «хулиганства».
В этом концерте Даниил Коган в сопровождении Нины Коган блестяще исполнил одну из самых виртуозных пьес в мировой скрипичной литературе – «Этюд в форме вальса» Сен-Санса–Изаи. Пьеса прозвучала именно в той манере, которая требуется для исполнения такой музыки: свободно, легко, изящно и красиво.
Соната для двух скрипок Сергея Прокофьева исполняется редко. Вероятно, это объясняется необычным составом сонаты. Автор как бы ставит эксперимент – можно ли удержать внимание слушателей в течение 10 минут двухголосной музыкой. Прокофьев дал положительный ответ:
«Несмотря на кажущуюся узость рамок такого дуэта, можно выдумать столько интересного, что публика сможет слушать и 10, и 15 минут без всякого утомления».
Соната написана летом 1932 во Франции. Она предназначалась для церемонии открытия Парижского общества современной камерной музыки «Тритон» 16 декабря 1932 года. Однако первое её исполнение состоялось чуть раньше: 27 ноября в Москве Дмитрием Цыгановым и Василием Ширинским – первой и второй скрипками Квартета им. Бетховена. Сергей Кусевицкий писал о сонате Прокофьева:
«Я нахожу это произведение совершенно гениальным. Оно меня глубоко тронуло и поразило: за последние годы такой проникновенной и чистой музыки не было написано».
В этом исполнении Д. Ситковецкий и Д. Коган сумели реализовать замысел автора и держали внимание зала в течение всего звучания сонаты. Особенно им удался блестящий виртуозный финал Allegro vivace с его ярко выраженной русской темой.
Зато Три пьесы для скрипки и фортепиано ор. 42 П. Чайковского: «Размышление», «Скерцо» и «Мелодия» – суперпопулярны, хотя бы потому, что входят в обязательную программу Конкурса им. Чайковского. Здесь, безусловно, царил Д. Ситковецкий, исполнивший все три пьесы блестяще и с безупречным вкусом, не впадая в излишний сентиментализм. Тонко и предельно тактично исполнил свою партию Л. Генюшас – рояль звучал у него превосходно.
В завершение концерта Дмитрий Ситковецкий, Даниил и Нина Коган повеселили публику юмористическими пьесами Дм. Шостаковича, обработанными для двух скрипок и фортепиано Левоном Атовмяном: Гавотом, Вальсом и Полькой.
Владимир Ойвин