Юрий Башмет и Константин Хабенский представили уникальную совместную программу: соединили вместе музыку и литературу.
Во время выступления актер читает отрывки из пьесы Камю «Калигула», а камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Башмета исполняет квартет Шуберта «Смерть и девушка».
Премьера была еще в прошлом году, в Перми, затем выступление состоялось в Хельсинки, но в Москве артисты дают такой концерт впервые.
Константин Хабенский приезжает на репетицию за несколько часов до концерта – осматривает зал, наблюдает за игрой музыкантов, повторяет текст. Для него такой литературно-музыкальный формат в новинку. Юрий Башмет предложил актеру соединить отрывки из «Калигулы» Камю с квартетом Шуберта «Смерть и девушка».
«Мне кажется, что они совмещаются, мне кажется, что и там, и там разговор о жизни и о смерти, и там, и там достаточно и нервная, и тяжелая, и светлая история и музыка»,
– считает народный артист России Константин Хабенский. У Хабенского к Камю – особое отношение. В конце девяностых роль Калигулы в одноименной постановке Юрия Бутусова стала поворотной в судьбе актера: о Хабенском заговорили за пределами Петербурга.
«Это пьеса, которую нужно играть в молодом очень возрасте актерском, а содержание и смысл тех слов, которые написаны в пьесе, они приходят чуть позже, и уже выходить на сцену в образе, в спектакле «Калигула», – немножко стыдно. Поэтому я взял на себя наглость, и это не спектакль, а это сцены и монологи из пьесы»,
– признается Константин Хабенский. Несмотря на серьезность проекта, на репетиции Хабенский шутит и даже садится за фортепиано – вспоминает музыкальную школу. Через несколько минут – выход на сцену. Вместо джинсов – строгий костюм. От шутливого настроения – ни следа. Юрию Башмету и Константину Хабенскому удается органично совместить на сцене музыку и текст. Необычным проектом заинтересовался композитор Евгений Дога.
«Надо учитывать, что это XVIII-XIX век, там другая психология была у этих гениев. Они спокойнее жили, они иначе видели мир. Шуберт, конечно, будет звучать иначе – я уверен»,
– говорит Евгений Дога. В контексте Камю музыка Шуберта как будто обрела новую динамику. А размышления Калигулы на вечные темы о любви, жизни, смерти, его рассуждения о политике и экономике зазвучали особенно остро и современно.