Москва – самая оперная столица мира. По крайней мере, по числу оперных театров мы – впереди планеты всей.
Даже ликвидация в прошлом году Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского эти позиции не поколебала. Да и сама-то ликвидация оказалась весьма мягкой, по крайней мере, пока: театр лишь формально вошел в холдинг с Большим, став его Камерной сценой, фактически же в творческом плане там мало что изменилось – труппа, репертуар, формат остались узнаваемыми.
Изменились правда цены на билеты (выросли в разы), но и количество публики, несмотря на это, тоже резко повысилось – вот, что делает «бренд животворящий»!
Большой, Театр Станиславского, Театр Сац, «Геликон», «Новая опера» (а у ведь у каждого из этих театров – не по одной сцене), а помимо пятерки профессиональных оперных театров столицы оперы сегодня ставят много где – и в студиях при музыкальных и театральных вузах, и в различных антрепризах и просто на разовых проектах.
Более того, операми теперь стало модно называть все подряд – некие театральные перформансы, лишенные или музыки, или драматургии, или оркестра с хором, или пения, или сразу всего упомянутого оптом, барочные кантаты и оратории, авангардистские хэппенинги, театрализованные реквиемы и пассионы, немыслимые компиляции из плохо стыкующихся опусов гениальных композиторов давнего и недавнего прошлого, а уж мюзиклы всех мастей – само собой!
«Лайт-опера», «поп-опера», «опера-буфф», «опера-водевиль», «танго-оперита», «современная опера» – вариантов не счесть. Еще не так давно считавшаяся у отечественных интеллектуальных снобов пыльным реликтом ушедшей эпохи соцреализма, опера в последние годы вдруг стала невозможно модной, поэтому примазаться к ней спешит каждый.
Хорошо это или плохо? Вопрос неоднозначный. Если выбирать между оперой (любой, даже и псевдооперой) и прочими сомнительными развлечениями, каких сегодня тьма, и в какие публику заманивают всеми возможными, а часто и откровенно жульническими способами, то, однозначно хорошо. Если же говорить о формировании вкусов, понимания, отношения, умения слышать и ценить высокое искусство – то едва ли хорошо. Но, как говорится, «времена не выбирают»: постмодерн диктует свое.
В этой связи новая попытка – а в Москве создан еще один оперный проект, еще один оперный театр! – выглядит немножко вызывающе. Кто-то скажет: «Еще один! Ну сколько можно!» А кто-то спросит ли: «Оперный ли?» А кто-то просто обрадуется, потому что даже при таком количестве оперных площадок иному меломану не хватает нового репертуара, новых голосов, новых трактовок.
Но новый оперный театр – необычный, он преследует важную цель – воспитательную, задачу формирования того самого вкуса, который позволит его обладателю в перспективе отличать ту же оперу от всякого рода подделки.
За новое начинание взялась известный московский режиссер Алла Чепинога: она работала в «Новой опере», много ставит по стране, особенная страница ее творчества – это множество постановок в Мариинском театре, где Чепинога создает главным образом спектакли для детей. Один из них – опера «Репка» Рустама Сагдиева – даже был удостоен специального приза национальной оперной премии «Онегин».
Теперь Чепинога будет делать оперу для самых маленьких и в Первопрестольной. В старинном особняке в псевдоготическом стиле эпохи модерн, архитектурной жемчужине Большой Полянки в центре Москвы, уже несколько лет располагается «Башмет Центр», в котором до сих пор звучала преимущественно инструментальная музыка. Теперь же здесь поселится опера для детей – «Бэби-опера». Уютный камерный зал позволит самым маленьким зрителям быть в эпицентре оперных страстей и музыкальных историй.
На помощь режиссеру пришла петербургская театральная корпорация «Кот Вильям», имеющая уже многолетний опыт работы с детской аудиторией, а дебютным спектаклем оказался интерактивный «День рождения Иа» – музыкальный спектакль-знакомство с миром оперы.
Зрители сидят по кругу, или периметру в красивом с лепниной белом зале: второй и третий ряд – для взрослых, а на первом, на маленьких детсадовских стульчиках – очаровательные крохи в бантиках и чуть ли не с пустышками во рту, которых привели впервые познакомить с музыкальным театром, с поющим действом. В середине зала – три больших гриба: единственная декорация (сценограф Виктория Хархалуп), но которая не дает никому ошибиться – мы в настоящем лесу, точнее в сказочном.
Словно вихрь врывается в зал нечто массивное и шумное – это Сова в исполнении геликоновца Петра Морозова: она приглашает всех в оперу, громко поет показательные рулады, знакомит с инструментами ансамбля (скрипка – Александр Барклянский, фортепиано – Надежда Котнова, контрабас – Игорь Никифоров, аккордеон – Евгений Алтудин: участники ансамбля «StradiВаленки»), и зовет всех отметить день рождение друга, устроить ему настоящий праздник.
На «тусовку» к как и положено поначалу грустному Иа (Василий Гафнер) приходят знакомые всем малышам и каждому взрослому с детства прочие герои бессмертной сказки Алана Милна – Вини- Пух (Евгений Алтудин), Пятачок (Ольга Спицина), Кролик (Ольга Жиленкова), Тигра (Андрей Макаров). Представляясь, каждый из них знакомит малышей с принятыми в опере формами высказывания – романсом, арией, речитативом, дуэтом, ансамблем. А в конце, когда грустного Иа удается развеселить, все конечно же поют хором!
Так ненавязчиво, мягко, в форме сказки, малышей ввели в мир оперы. Режиссеру удается создать легкую, игровую атмосферу, а интерактив и специально организовывать не надо – малыши сами, в приливе чувств, вскакивают со своих мест и норовят залезть на грибок или под него, подергать Сову за перышко или погладить колоритного полосатого Тигру (костюмы не без выдумки Виктории Хархалуп весьма удались).
Несмотря на, казалось бы, несерьезный формат действа, его музыкальная составляющая не вызывает никаких вопросов – профессиональное пение, яркое и выразительное, обязательно запомнится малышам, впервые столкнувшимся со столь необычным способом выражения чувств и эмоций.
Слаженный аккомпанемент инструментального ансамбля дает прочную основу всему музыкально-театральному спектаклю. Музыкальные фрагменты, естественно, «из подбора» – то романсом Неморино повеет, то еще чем-то очень-очень знакомым… Распеваемые тексты, придуманные согласно сюжету, принадлежат талантливой Наталье Гильчонок, автору множества образовательных программ для детей.
В планах у новорожденной «Бэби-оперы» – постановка оперы Давида Кривицкого Городок Жур-Жур», которую впервые представят столичной публике в марте будущего года. Пожелаем новому начинанию, новому оперному проекту столицы счастливого и долгого плавания!
Александр Матусевич