
Александр Серафимович Скрябин, внучатый племянник А. Н. Скрябина – чрезвычайно заметная фигура нашего времени. В музыкальных кругах он был знаменитым и очень уважаемым человеком. Ушел из жизни 2 октября 2022 года в возрасте 75 лет, и вот 2 февраля 2023 года, ровно четыре месяца спустя, в Малом зале Московской консерватории прошел вечер его памяти.
Александр Серафимович не музыкант, он закончил Московский университет, после защиты диссертации получил звание кандидата исторических наук, но известность к нему пришла из-за его страстной любви к музыке.
Объем выполненных Александром Серафимовичем проектов огромен и со своим даром убеждения и общения их мог осуществить только он:
формирование Фонда Александра Николаевича Скрябина в России, содействие созданию аналогичных фондов в Хорватии, Болгарии и Великобритании. Один из основателей Конкурса пианистов им. А.Н. Скрябина, раз в четыре года проводившегося больше 20 лет, шесть раз открывавшего дорогу к творчеству молодым пианистам, многие из которых сегодня любимы в музыкантском пространстве. Инициатор установки памятников А. Н. Скрябина в Москве и Дзержинске Нижегородской области.
Не замыкаясь на продвижении творчества своего великого родственника, создал много работ, посвященных С. Рахманинову, Б. Пастернаку, В. Сафонову, В. Софроницкому и др. С 2007 года по инициативе и под руководством Александра Серафимовича был восстановлен музей-квартира А. Б. Гольденвейзера: проведен капитальный ремонт, создан концертный зал, где многие пианисты давали концерты.
Александр Серафимович преподавал и являлся членом Союза Композиторов. Много времени и сил отдавал юношеской аудитории и воспитанию молодых.
Перечислять заслуги Александра Серафимовича можно очень долго, но главное – целеустремленность и совершенно бескорыстная любовь к музыке, к музыкантам, которая стала для него основой многолетнего служения и целью жизни.
Вечер 2 февраля 2023 собрал в Малом зале Консерватории массу зрителей (среди них много молодежи), пианисты разных возрастов отдавали дань грандиозному человеку. Я просто перечислю солистов: Игорь Гольдберг, Евгений Евграфов, Вера Носина, Петр Изюмов, Ольга Алешина, Павел Шатский, Владимир Овчинников, Дмитрий Людков, Денис Громов, Ирина Осипова, Юрий Диденко, Арсений Тарасевич-Николаев, Евгений Михайлов, Петр Лаул, ведущий Михаил Сегельман.
Посмотрите на эти имена и вы поймете – насколько значим Александр Серафимович для фортепианного сообщества.
Инициатором вечера памяти была жена Александра Серафимовича, известная пианистка Анна Юрьевна Николаева, и вот что она говорит:
«Мне очень хотелось провести вечер памяти именно 2 февраля – накануне дня рождения Александра Серафимовича. Но представила себе объем работ и поняла, что одной мне не справиться.
Колоссальная помощь пришла от Дмитрия Людкова и Дениса Громова. В итоге почти всё оказалось оформленным и согласованным и только непонятно было, кто будет вести программу. И вдруг мне совершенно неожиданно, по собственной инициативе звонит Михаил Сегельман (прекрасный пианист и искусствовед) и говорит: нет ли идеи провести вечер памяти?
Когда Михаил узнал о наших планах, тут же сказал – а можно вечер буду вести я? Более интересной кандидатуры нельзя было желать. И что вы скажете после рассказанного: не нам ли помогал Бог?»
Начну рассказ о вечере и послеконцертном общении.
Очень хорошее фото Александра Серафимовича на сцене – именно таким мы знаем этого большого человека, с всегдашним вопросом в умных глазах: «Ну что – поговорим?» Потрясающе заинтересованный и искренний взгляд.

Крайне непринужденная и дружеская манера общения Михаила Сегельмана с залом и исполнителями позволила зрителям неотрывно следить за ходом достаточно большой концертной программы.
Все выступающие солисты являются членами Фонда им. Александра Николаевича Скрябина, основанного 30 лет назад, основателем и Президентом которого был Александр Серафимович. Было зачитано обращение от ректора Московской Консерватории Александра Соколова, показаны видеозаписи от руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана, председателей Фондов им. А.Н. Скрябина в Болгарии, Хорватии и Великобритании и все говорили об одном: Александр Серафимович был для всех прекрасным другом, строил мосты сотрудничества, отличался невероятной щедростью и энтузиазмом, потрясающей работоспособностью и преданностью любимому делу. Объединял многих людей и был чрезвычайно открытым и ярким человеком.
Выступил Александр Ашотович Мндоянц:
«Мы познакомились в начале девяностых годов, сразу нашли общий язык и дружили семьями.
На многие конкурсы, в жюри которых принимали участие Анна Юрьевна и я, приезжал и Александр Серафимович. Частенько разрешал спорные вопросы: выслушивал разные мнения и расставлял точки над “i”.
Наше музыкальное братство считало его, немузыканта, абсолютно своим. А если говорить о конкурсе пианистов Скрябина, который организовал Александр Серафимович, то в процессе его проведения в почете оказывалось не следование канонам, как это частенько бывает, а индивидуальность исполнителей. С уходом Александра Серафимовича мы очень многое потеряли».

Еще один интересный факт:
50 лет назад Маргарита Алексеевна Федорова была единственным пианистом, которая исполнила все фортепианные сочинения А.Н. Скрябина, а в прошлом году, в год 150-летия замечательного композитора, прошли громадные фестивали и вцыставки в разных городах и уже несколько исполнителей представили публике полные циклы скрябинских произведений для рояля. И в этом тоже огромная заслуга Александра Серафимовича. Двое из пианистов исполнителей всего фортепианного цикла – Евгений Евграфов и Петр Лаул – выступали на концерте в Малом зале.

В конце вечера был показал видеосюжет, объединивший фотографии многих лет: и официальные, и домашние снимки. На них Александр Серафимович рядом с Ириной Антоновой, своими соратниками по фондам, фестивалям и конкурсам, с Ваном Клиберном, Дмитрием Башкировым и многими другими знаменитостями, на прогулках со своей любимой женой Анечкой, в лесу и на концертах. Разносторонне одаренный и талантливый БОЛЬШОЙ человек с сильным характером и стройным душевным порядком.
И под конец публикации я хотела бы привести ответы на мой вопрос от участников концерта и музыкантов, которые не имели возможности участвовать в этом вечере в Малом зале. Я просила в нескольких словах дать их представление об Александре Серафимовиче Скрябине. И вот что услышала:
Михаил Сегельман:
“Александр Серафимович – деятельный интеллигент. Мил, приветлив, щедрый, умел увлекать. Поразительная убежденность и умение склонить на свою сторону в решении важных вопросов. Общаться мало с ним было невозможно, Александр Серафимович притягивал к себе людей”.
Евгений Евграфов:
“Я не был знаком лично с Александром Серафимовичем, но много общался по телефону. Именно меня он принял в начале 2022 года в члены Фонда, что означало большое доверие. Мудрый и чуткий, давал много советов”.
Дмитрий Людков:
“Александр Серафимович редкого дара красноречия человек, умеющий без витиеватостей излагать свои мысли. Прекрасно создавал вокруг себя творческое пространство, очень верил в музыкантов и много помогал им. Продвигал всем сердцем и дарим многим возможность узнавать музыку”.
Павел Шатский:
“Александр Серафимович неземной, большой человек. Очень упорный в решении вопросов и тактичный одновременно”.
Владимир Овчинников:
“Александр Серафимович исключительный энтузиаст, многие вещи делал как бессребреник. Удивительно позитивная энергия, умение заражать делом. У него была одна привилегия – он не был профессиональным музыкантом, музыка не была его работой, а была целью жизни”.
Петр Лаул:
“Я впервые приехал в Москву на 2-ой Конкурс им. Скрябина и не знал никого в столице. Александр Серафимович был первым москвичом, с кем плотно общался. Был он на Конкурсе как отец родной всем музыкантам, щедрый до удивления, неуемный. Представитель старых московских дворян.
Я узнал, что они в Анной Юрьевной жили в 10-метровой комнате и поразился: как же так, ТАКОЙ человечище и… Столь редкое в наши дни бескорыстие и преданность своему служению”.
Марина Анатольевна Дроздова:
“Я много лет работала в общих проектах с Александром Серафимовичем и могу назвать его светящимся и открытым”.
Сергей Кузнецов:
“В музыкальном мире пианисты зачастую живут и работают настолько независимо, настолько не связанно друг с другом, что становятся если не одинокими звёздами, то отдельными островами в океане, между которыми – ничто. И здесь нужно инициативное начало, творческий взгляд, который прочертит линии между этими звёздами, объединит их в созвездия, создавая тем самым нечто новое. Мне кажется, Александр Серафимович обладал именно таким началом и именно таким взглядом.
Движимый собственными музыкальной интуицией и видением, он как клей объединял музыкантов, заражал их своим энтузиазмом, создавал новые смыслы в нашей музыкальной жизни, придавал ей новые значения, направление. Можно сказать, что благодаря таким неутомимым визионерам, как Александр Серафимович, наша работа обретает бóльшую осознанность, интерес и наполненность.
И ещё одно качество Александра Серафимовича надо упомянуть. Это его невероятная способность принять в свой эмоциональный круг всякого, с кем он общался даже по сугубо профессиональным вопросам. Каждый участвовавший в его проектах становился почти что частью его семейного круга, круга общения не только прагматического, но и душевного, ценность которого не в цели общения, а в самом общении.
И вот это умение гармонично объединять личное и профессиональное общение в одну жизнь, посвящённую одним интересам, мне кажется главным что мне надо с благодарностью запомнить об Александре Серафимовиче”.
Сама я помню Александра Серафимовича с Конкурса Скрябина 2012 года, когда победителем стал Арсений Тарасевич-Николаев. Он и Анна Юрьевна так просто пошли на общение со мной и потом, в квартире Гольденвейзера страстно рассказывали о своих планах, задумках. У них дома уже в новой квартире много говорили, Анна Юрьевна играла на рояле, Александр Серафимович задаривал своими книгами, вкусно и весело пили чай с разными вкусняшками.
Перед глазами сейчас стоит Александр Серафимович с колокольчиком в руках, которым он после обстоятельной и интереснейшей экскурсии собирал зрителей на концерт в квартире А.Б. Гольденвейзера. Или как его чествовали на 70-летнем юбилее множество друзей в музее Скрябина.
Много воспоминаний, светлых и ярких. Блестящий щедрый Человек с большой буквы. Вечная память.
Елена Билибина

Кстати: