27 августа 2023 на 61-м году жизни скоропостижно скончался композитор, музыкальный критик, куратор музыкальных проектов Петр Поспелов.
Смерть наступила в больнице от внезапного осложнения язвы желудка, сообщил журнал “Музыкальная жизнь”.
Гражданская панихида состоится 30 августа 2023 с 13 до 15 часов в Прощальном зале Николо-Архангельского крематорий (Окольная улица, д. 4, Балашиха). Поминки – в 16.00 в кафе “Квартира 44” по адресу Москва, Хлыновский тупик, 2.
Петр Глебович Поспелов родился 18 ноября 1962 года в Москве. В 1990 году окончил теоретико-композиторский факультет МГК им. П. И. Чайковского. В 1985-86 гг. изучал вокал в Музыкальной школе имени С. С. Прокофьева, в 1992-94 гг. – электроакустическую композицию в Термен-центре. В 1986-96 гг. работал в каталоге фонотеки Московской консерватории.
В 1986-92 гг. – сценарист, режиссер и оператор кино- и видеофильмов; участник движения параллельного кино; деятель Салтыковской киношколы. Режиссер-постановщик «Лекции о Ничто» Джона Кейджа (с Александром Фатеевым, Российское телевидение, 1992).
В 1993-97 гг. работал музыкальным обозревателем газеты «КоммерсантЪ». В 1997-98 гг. руководил отделом культуры в газете «Русский Телеграф». В 1999-2001 гг. – обозреватель газеты «Известия», руководитель отделов в сетевом «Русском журнале», журналах «Афиша» и «Эксперт». В 2002 году – в газете «Консерватор». В 2008-2011 гг. – колумнист портала OpenSpace.Ru.
С 2003 года печатался в газете «Ведомости» (в 2005- 2017 гг. – редактор отдела культуры).
Автор более полутора тысяч статей. Основные темы – опера, симфоническая и камерная музыка, современная академическая музыка. Все статьи собраны на сайте «Музыкальная критика», многие переизданы в трехтомнике «Новая музыкальная критика. 1993-2003», НЛО, 2016.
В 1992 году основал Творческо-производственное объединение «Композитор». Свой стиль объединение определяет как «классика». Во многих сочинениях применяются коллективные методики написания музыки. Под коллективным псевдонимом ТПО «Композитор» пишут музыку Петр Поспелов и другие композиторы.
Основные произведения ТПО «Композитор» – кантата «Освобождение Прелесты» (Петр Поспелов, Дмитрий Рябцев, Дмитрий Курляндский – СПб Филармония, 2003), Хор жалобщиков Санкт-Петербурга (Петр Поспелов, Александр Маноцков – институт «Про Арте», 2006), «Детские игры» для большого ансамбля (Петр Поспелов, Екатерина Поспелова, Дмитрий Рябцев – фестиваль «Возвращение», 2009), балет «Смерть Полифема» (Дмитрий Курляндский, Валерий Белунцов, Вера Иванова, Александр Маноцков – театр «Тень», 2005), большая костюмная опера «Селима и Гассан» (Петр Поспелов, Александр Маноцков, Александр Лифшиц – в работе) и другие проекты.
В 2000 году стал автором-составителем коллективного проекта «Страсти по Матфею-2000», объединившего 16 композиторов и 16 поэтов (Москва, Гете-институт). Выступил куратором коллективно сочиненной оперы «Царь Демьян» (композиторы Леонид Десятников, Вячеслав Гайворонский, Ираида Юсупова, Владимир Николаев, ТПО «Композитор» – Мариинский театр и Малый драматический театр совместно с группой «Практика», 2001), оратории «Жизнь» на музыку Пятой симфонии П.И. Чайковского (Свердловская филармония, 2004), балета Владимира Николаева «Золото нартов» (Владикавказ, театр «Арвайдан», 2003).
В 2001-02 гг. работал в Большом театре руководителем отдела перспективного планирования. Принял участие в заказе и создании оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» (2005).
С 2010 года работает как композитор под собственным именем. Среди композиторских сочинений – «Петя и Волк-2» (продолжение сказки С.С. Прокофьева – Московский театр кукол, 2013), опера «Путешествие в страну Джамблей» (Пермский театр оперы и балета, 2014), опера «Внук пирата» (проект «Платформа», 2013), кантата «Искатели жемчуга в Яузе» (Дворец на Яузе, 2011), «Призыв» для оркестра (БСО им. П.И. Чайковского, 2010), композиции для ансамбля, вокальные сочинения, музыка к экспериментальным и телевизионным фильмам, десяти спектаклям народного театра в Поленове (1998-2019).
Эксперт и член жюри нескольких премий и конкурсов, в том числе Национальной театральной премии «Золотая Маска», института Pro Arte, Союза театральных деятелей и Большого театра. Проводит семинары для молодых композиторов, драматургов, критиков. Член Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков России.
Ведущий Нелектория «Петя и волки» (с 2018 года) – совместного проекта Союза композиторов России и Музея С.С. Прокофьева.
С 2018 года являлся шеф-редактором издательства «Композитор».
Владелец и разработчик сайтов «Музыкальная критика», «Театральная критика», «Современные русские композиторы».
В 2023 году Пётр Поспелов получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа композитора» за оркестровую реконструкцию балета «Катарина, или Дочь разбойника» Сезара Пуни для Красноярского театра оперы и балета им. Д. А. Хворостовского.
ClassicalMusicNews.Ru