20 июля 2022 скончалась музыковед Марина Павловна Рахманова.
Марина Павловна Рахманова (1947 – 2022) посвятила свою жизнь изучению отечественной музыки. Окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, где одновременно занималась органом. В течение двух десятилетий работала в журнале «Советская музыка» / «Музыкальная академия», в частности, вела в журнале отдел «История музыки и библиография».
С 1986 года работала в Государственном институте искусствознания, была ведущим научным сотрудником на Сектор истории музыки. Как отмечают ее коллеги,
«за годы работы в институте она защитила докторскую диссертацию, стала автором многочисленных статей и монографии и, главное, никогда не прекращала неизменно преданно, искренне служить русской музыкальной культуре, открывать забытые имена, произведения, давая свою оригинальную трактовку многим явлениям отечественной музыки в статьях, очерках, выступлениях.
С этой точки зрения ее авторство в осуществлении многотомного проекта “История русского искусства”, участие в написании ряда глав о музыке для различных томов издания было фактом закономерным и вполне предсказуемым».
С 1998 по 2010 год одновременно была ученым секретарем Государственного центрального музея музыкальной культуры имени Глинки (ныне Российский национальный музей музыки). Основные сферы научных интересов связаны с русской музыкой — церковной (разных периодов: от Средневековья до современности), классической и ХХ века, в том числе с музыкальной культурой русской эмиграции. Автор глав о Римском-Корсакове, Александре Гречанинове и Новом направлении в духовном творчестве в Истории русской музыки в 10-ти томах (Государственный институт искусствознания) и глав о музыке в трехтомнике «Русская художественная культура второй половины ХIХ века» (под редакцией Г. Ю. Стернина), глав в сборнике «Русская музыка и ХХ век» (1997, под редакцией М. Г. Арановского).
Научный редактор первого издания аутентичного текста музыки Сергея Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» (1997, «Hans Sikorski», Гамбург), первых полных комментированных изданий духовной музыки Римского-Корсакова и Виктора Калинникова («Musica Russica», США). Руководитель проекта многотомного издания «Русская духовная музыка в документах и материалах» (с 1998 вышло восемь томов в двенадцати книгах).
Научный редактор (а также автор статей и публикаций) ряда собраний документов русских музыкантов, в том числе Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Танеева, Прокофьева.
Последние годы Марина Павловна вместе с дочерью Анастасией Буцко занималась наследием своего супруга, композитора Юрия Буцко, готовя к печати монографию о его творчестве. Книга «Юрий Буцко: свидетельства жизни» выйдет осенью в издательстве «Композитор».