
Спектакль-концерт Евгения Миронова «Рассказы Горького» с участием Московского государственного академического камерного хора (Хор Минина) пройдет в Зале Зарядье 28 марта 2025 года.
Об особенностях литературно- музыкальной композиции, тонкостях совместной работы рассказывают народный артист России Евгений Миронов и художественный руководитель — главный дирижер Хора Минина Тимофей Гольберг.
Евгений Миронов: «На первой же репетиции все мои опасения отпали»
— Ваш спектакль-концерт «Рассказы Горького» в Зале Зарядье — с участием Хора Минина — пройдет 28 марта, в день 157-летия со дня рождения выдающегося писателя. Чем привлекает вас этот автор?
— Максим Горький — большой и очень разнообразный писатель. В разное время его интересовали разные темы, — но он всегда писал о человеке, глубоко, с болью и очень искренне. Романтический взгляд молодого автора на историю любви в его ранних произведениях, которые мы выбрали для спектакля, мне самому очень близок.
«Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» — это истории персонажей, наполненные цыганским этническим колоритом. В первом рассказе — страстная история любви цыгана Макара, во второй части — воспоминания старухи Изергиль о своей молодости и любовных приключениях. А в финале — гимн жертвенности ради любви к людям.
— Первый ваш спектакль — с участием Московского государственного академического камерного хора — состоялся на фестивале «Горький+» 9 августа прошлого года. Как складывалось взаимодействие с Хором Минина?
— Мне хотелось понять, какой музыкальный партнер будет у меня как у чтеца. Когда возникла идея пригласить Хор Минина, я с трудом представлял себе, как это может соединиться. Но на первой же репетиции все мои опасения отпали, я с восторгом знакомился с этим коллективом, которой исполняет музыку от джаза до современных композиторов, от церковных композиций до классики, — и все на высочайшем уровне.
Владимир Николаевич Минин смог создать очень серьезное дело и успешно передать его в руки молодого талантливого дирижера и хормейстера Тимофея Гольберга, с которым мы сейчас вместе и работаем. Меня поразила готовность руководителя и артистов хора репетировать, искать. В итоге сложилась разнообразная музыкальная композиция, где есть и Рахманинов, и Свиридов, и этнические напевы. Текст и голоса соединились в едином литературно-музыкальном спектакле.
— Насколько знаем, для Вас это был первый опыт выступления с хором. В чем сложность взаимодействия именно с хором? И каковы плюсы?
— Для меня это обогащение, поскольку от очень хороших певцов исходит мощная энергетика. Когда 43 певца одновременно берут звук, может снести с места, если не удержаться, — такая у них огромная амплитуда: от forte до очень нежного piano. Это производит магнетическое действие. Мне было важно, чтобы голос чтеца не звучал отдельно, чтобы я тоже был частью этого многоголосья.

Тимофей Гольберг: «Сперва было непросто»
— Участием в спектакле-концерте Евгения Миронова на главной сцене Парка Горького Вы начали концертный сезон. А теперь покажете «Рассказы Горького» в Зале «Зарядье». В чем особенность вплетения хора в канву этого спектакля?
— На мой взгляд, сочетание хора с иными видами искусства всегда перспективно. Что касается этого проекта – взаимодействия хора с очень сильной, весомой и очень талантливой фигурой, каковой является Евгений Витальевич Миронов, это, безусловно, ступенька вверх. И в то же время ступенька к параллельной колее. В литературно-музыкальной композиции — немного другие законы. Большое значение имеет время. Каков темп чтения того или иного отрывка, каков темп хора, как мы спаяны с текстом. Здесь много нового для нас. И это приятно, так как новое обогащает.
Сперва было непросто. Канва, которую мы изначально наметили с режиссером и артистом, была общей. Коррективы вносили во время репетиций, вплоть до предпоследней. Я, конечно, знал, что главный в спектакле — Миронов. Но понимал: мы должны не только соответствовать большому артисту, но и показать лицо.
Для того, чтобы «включить» у зрителя иррациональное восприятие художественного текста, нужна атмосфера. Хоровое пение для этого — самая подходящая форма исполнительства. Мы создаем звук, картину. В данном случае хор — художник, который пишет фон, природу, отвечает за то, в каких тонах будет полотно. А самые тонкие линии сюжетной канвы пишет Миронов.
— Как подбирали музыкальный материал для спектакля?
— В этих рассказах — цыганские мотивы. Карпаты, Румыния, Молдова… Всё южное, горячее. Мы брали сочинения, основанные на вокализах. Те, которые органично вплетаются в ткань спектакля. Например, молдавскую песню «Дойна» — она давно уже в репертуаре Хора Минина. В ней две части: медленная, глубокая, и быстрая, танцевально-плясовая, даже хороводная.
Исполняем и классические «вещи»: «Зорю бьют» из Концерта для хора «Пушкинский венок» и «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоанович» Георгия Свиридова. Бас поёт: «Зорю бьют. Из рук моих ветхий Данте выпадает…», –- и с первых секунд погружает слушателей в особое состояние. В рассказе о Данте исполняем «Любовь святую». Данко вырвал сердце, вёл народ, а потом его сердце было растоптано. Любовь святая кровью полита. Музыка Свиридова как нельзя лучше подходит для спектакля.
— «Героем» августовского спектакля стал вертолет, который патрулировал территорию Парка Горького и, наверное, раз десять зависал над главной сценой. Как Хору Минина и Миронову удалось не сбиться с ритма?
— В один из «заходов» вертолёта Миронов едва успел сказать: «Он посмотрел в небо», — как наступил невообразимый шум, ничего не было слышно. Евгений Витальевич поднял голову. На паузе долго смотрел в небо — так, как будто это было частью спектакля. Знаете, это — чутьё. Решение приходит за долю секунды. Мне кажется, художественная реакция на внештатные ситуации во многом определяет артиста.
— Парк Горького, Зал «Зарядье». Будет ли продолжение?
— В июне в том же составе представим «Рассказы Горького» в Нижнем Новгороде, в июле — в Казани. Есть планы показать спектакль в следующем концертном сезоне. Рад, что к этому действу есть интерес. Значит, мы сделали что-то хорошее.
Пресс-служба Хора Минина