Ольга Иванова – об игре на рояле, конкурсных выступлениях, музыкальной журналистике, преподавании и ремесле композитора.
Пианистка. Годы учебы. Концерты и конкурсы
— В каком городе вы родились? Расскажите о вашей семье. Кем вы хотели стать в раннем детстве?
— Я родилась в Москве. Мой папа в молодости был автогонщиком, сейчас инженер-строитель. Моя мама – педагог английского языка, работает в гимназии. Среди моих родственников в настоящем и обозримом прошлом нет профессиональных музыкантов.
Вообще, в раннем детстве я много кем хотела быть: конечно же, балериной, педагогом английского языка, как мама. В семь лет увлеклась «ракетостроением»… У меня до сих пор сохранились мои детские чертежи с изображением ракет.
— Когда и где вы начали заниматься музыкой?
— Первые музыкальные впечатления я получила в доме моей бабушки. Там стояло чёрное пианино «Аккорд», я садилась за него, пыталась играть. Когда мне было четыре года, мама привела меня в музыкальную школу. Она сама окончила когда-то музыкальную школу по классу фортепиано и считала такое образование важным и нужным для девочки.
Заниматься музыкой меня отдавали для общего развития, никаких планов относительно будущего музыкального образования не строили.
— Кто были ваши первые учителя?
— Моим самым первым учителем музыки стал замечательный Гордиенко Олег Васильевич, композитор и этномузыковед. Он вёл подготовительную группу в музыкальной школе на Нахимовском проспекте в Москве.
Хотя мне было, как я уже сказала, четыре года, эти уроки до сих пор сохраняются в моей памяти. Мы пели, дирижировали, рисовали ноты, проходили азы музыкальной грамоты. А, самое главное, Олег Васильевич раздавал нам разные музыкальные инструменты – треугольники, ложки, металлофоны – и мы всей группой играли, словно небольшой оркестр. Олег Васильевич подыгрывал нам на фортепиано. Это было так здорово! Я очень любила и Олега Васильевича, и его уроки.
Когда закончился учебный год, наше подготовительное отделение собрали на экзамен. Каждый показывал, чему он научился, и его распределяли на музыкальный инструмент. Меня тщательно экзаменовали и, посмотрев на небольшие руки, распределили на скрипку. До сих пор мама иногда жалеет, а я не устаю благодарить её, что она сходила к директору и переписала меня на фортепиано.
В первый класс я поступила уже в другую музыкальную школу, которая носит имя певца Ивана Козловского. Моей первой учительницей по фортепиано стала Данилова Светлана Петровна.
Практически сразу, научившись играть, я стала сочинять музыку. Я была очень активным ребёнком. При каждом удобном случае я садилась за инструмент и импровизировала, пела, играла, устраивала домашние концерты. Но меня было сложно заставить заниматься необходимыми произведениями: сонатинами, этюдами…
— Когда состоялось ваше первое выступление? Как вы готовились к нему? Какие испытывали чувства?
— Я не очень отчётливо помню первое своё выступление. У меня остались расплывчатые воспоминания от школьных концертов. Зато помню своё прекрасное пышное золотое платье…
— Когда вы поняли, что хотите быть профессиональным музыкантом?
— Очень хорошо помню день, который изменил мою жизнь. Наши соседи пригласили меня с мамой на концерт детей-пианистов, учеников ЦМШ (Центральной музыкальной школы при МГК им. П. И. Чайковского). Там учатся те дети, которые хотят стать профессиональными музыкантами. Мы с мамой приехали на Арбат, нашли нужный адрес и попали во дворец! Здание школы тогда только построили, там были великолепные интерьеры, всё новое и блестящее.
Но кульминацией стал сам концерт. Меня ошеломил уровень игры этих детей. Мне было девять лет, но я не могла конкурировать по уровню своей подготовки даже с пятилетними! В моём сознании произошёл переворот. Я поняла, что очень хочу учиться в ЦМШ. И я очень благодарна родителям за то, что они меня в этом поддержали.
— А что же было дальше?
— После моего первого посещения ЦМШ, меня, как магнитом, тянуло в эту школу. Меня прослушивали разные педагоги, но говорили, что много времени потеряно, что будет очень сложно догнать. Некоторые говорили, что пианистов слишком много, советовали сменить инструмент. Говорили, что у меня «нерояльные руки» – слишком маленькие для девяти лет. В какой-то момент я даже была готова играть на флейте, на арфе, на барабанах – лишь бы учиться в ЦМШ.
От барабанов меня отговорили. На флейте я начала заниматься, но почувствовала, что это «не мой» инструмент. А педагог по арфе в тот момент, когда меня собирались к ней привести, куда-то уехала. Таким образом, мои родители всё-таки поняли, что моя судьба – это фортепиано.
В 9 лет случился ещё один судьбоносный момент. Я познакомилась с профессором МГК им. П. И. Чайковского, композитором Татьяной Алексеевной Чудовой , и она пригласила меня заниматься у неё в классе. Эта женщина – истинная волшебница! Я не встречала никого на свете, похожего на неё. С ней любые чудеса кажутся реальными. Даже само наше знакомство состоялось необычным образом.
Мы с мамой пришли на концерт её класса в ЦМШ, но не мы подошли к ней знакомиться, а она – к нам! Татьяна Алексеевна нашла педагогов, которые взялись помочь мне. Буквально за год я прошла огромный репертуар по фортепиано и выучила программу по сольфеджио за несколько лет! И вот, наконец, я поступила в ЦМШ.
— В каких конкурсах в детстве и с какими результатами вам доводилось участвовать?
— Когда я ещё и не помышляла о конкурсах, Татьяна Алексеевна вдруг предложила мне принять участие в Международном конкурсе композиторов имени А. Г. Шнитке. Мне было десять лет. Неожиданно для всех я получила на этом конкурсе первую премию. Затем я получила первую премию на конкурсе композиции и импровизации имени С. С. Прокофьева. Так что мои музыкальные соревнования начались именно с композиторских конкурсов. Как пианистка, я тогда ещё не была готова конкурировать.
— Когда вы стали участвовать в фортепианных конкурсах?
— Мой первый фортепианный конкурс случился, когда мне исполнилось 15 лет. Это был Международный конкурс им. К. Н. Игумнова в Липецке. Несмотря на то, что я играла уже достаточно серьёзную программу, я не была уверена в своих силах. У меня как у пианистки вообще не было конкурсного опыта. К тому же мне только две недели назад исполнилось пятнадцать, а я уже попадала в старшую группу – с 15 до 18 лет.
Этот конкурс стал очень значимым в моей жизни. Огромным удивлением для меня было увидеть результаты первого тура – по сумме баллов я шла вторым номером! В итоге я заняла третье место, впервые в жизни стала лауреатом фортепианного конкурса. В ЦМШ первый раз на доске поздравлений появилось моё имя.
— Вы закончили ЦМШ с красным дипломом и поступили в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Сложно ли было расставаться с любимой школой? Как вас встретила Консерватория?
— Поскольку ЦМШ – это школа при Консерватории, я могу сказать, что расставания с любимой школой в моей жизни никогда не было. Я продолжала там бывать на концертах, конкурсах или просто заходить туда по дороге из Консерватории домой.
Однако сам момент перехода из школы в Консерваторию был невероятно сложный. Ведь нужно сдать несчётное количество заключительных экзаменов в ЦМШ, а потом – почти столько же вступительных экзаменов в Консерватории.
В моей памяти эти месяцы остались как какой-то марафон – с начала мая до конца июля. Было на редкость жаркое лето, и тем сложнее было заставлять себя надевать строгую одежду и идти на экзамены. Зато всё оставшееся лето было озарено радостью осознания того, что ещё месяц, и я – студентка консерватории!
— Расскажите о годах учёбы в МГК им. П.И. Чайковского. На каком факультете вы учились? Что больше всего запомнилось?
— Я училась на фортепианном факультете, совмещая обучение с занятиями композицией. Мир консерватории очень интересен. Мне открылось много новых дверей, о которых я не подозревала, учась в ЦМШ.
Например, Консерватория познакомила меня с миром барочной музыки. До этого я, конечно, любила старинную музыку, но воспринимала её скорее как обязательную программу, а в Консерватории она мне открылась как целая планета, которая меня просто покорила.
В то же время, Консерватория никого и никуда насильно не толкает, оставляя творческую свободу. В образовательном процессе даётся именно кругозор, некая панорама знаний. А выбирать, куда идти, ты всё равно будешь сам.
Каждый, кто работает в Консерватории, словно бы имеет свою территорию, свой камень на общей мозаике, который он ограняет. Однажды нам приходила читать лекцию профессор С. Ю. Сигида, всю свою жизнь посвятившая исследованию американской музыки. Для нас это были интереснейшие два часа, а для неё – годы исследований и трудов. У каждого преподавателя есть своё направление, своя ниша.
Само здание консерватории пронизано особой атмосферой присутствия всех тех музыкантов, которые здесь учились, играли, преподавали… Прошлое тесно переплетается с настоящим: юные школьники приходят сюда на прослушивания, студенты постигают азы мастерства, профессора преподают, а на стенах – портреты тех, для кого консерватория была домом.
У меня нет таких слов, чтобы выразить, насколько я люблю Московскую консерваторию. И я надеюсь, что эта любовь взаимна. На пятом курсе я получила стипендию Учёного совета и завершила обучение в моей дорогой Alma Mater с дипломом с отличием.
— Расскажите о том, как вы получили Премию Президента РФ.
— Дело было на втором курсе. Я увидела условия конкурса, который проходил при поддержке Президента РФ. Но приём заявок уже закончился. Я с печалью просмотрела программу и поняла, что упустила один из интереснейших конкурсов в моей жизни. Нужно было играть только романтическую музыку: русскую и зарубежную. Сам конкурс назывался VIRTUOSO-2015 и предполагал исполнение особенно сложных и виртуозных вещей. Как специально, у меня была готова вся программа для того, чтобы участвовать!
Я решила всё-таки попытать счастья и с опозданием отправила заявку. Утром следующего дня мне пришло подтверждение моего участия.
В назначенный день я пришла в колледж им. Ф. Шопена, где проходил первый тур конкурса, отыграла… Честно говоря, я тогда была уверена, что могла сыграть гораздо лучше. Я вообще очень критично к себе отношусь. Участников было много, а я знала, что для заключительного концерта отберут только шесть лауреатов.
В общем, даже особо ничего не ожидала. А вечером вдруг мне звонят: «Оля, готовься играть в Большом зале Консерватории!» Я попала в шестёрку лауреатов! По результатам фестиваля мне и была присуждена Премия Президента РФ.
— Вы лауреат VII Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Расскажите, пожалуйста, как проходил этот конкурс.
VII Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко назвал лауреатов
— Конкурс посвящён прекрасной Вере Лотар-Шевченко. Она была звездой Парижа, известной пианисткой, по большой любви вышла замуж за русского человека, но в годы репрессий попала в лагеря. Пробыв практически целое десятилетие в жутких условиях, она сумела вернуться на большую сцену! Такая была сила духа, такая была любовь к Музыке.
На этот конкурс я давно хотела поехать. Он считается одним из самых крупных в России после Конкурса Чайковского. И программа аналогичная: два сольных тура и два концерта с оркестром. Среди участников были заявлены известные в музыкальных кругах молодые пианисты. Так что, честно говоря, я ехала просто поучаствовать, посмотреть на конкурсную обстановку, набраться опыта.
Две недели в Екатеринбурге были очень интересными. Все мы, пианисты, жили в одной гостинице, встречались на завтраках, обсуждали профессиональные и жизненные вопросы. Были и иностранные участники, с которыми тоже подружились и до сих пор поддерживаем тёплые отношения. Словом, конкурс мне очень понравился.
— Вы даете сольные концерты. Это очень большой труд и большая ответственность. Давно ли вы даёте такие концерты?
— Я даю сольные концерты с 16 лет. Мой первый настоящий сольный концерт был в Швейцарии, в Монтрё, причём, проходил он в замке. Помню, я увидела, что публика хочет больше узнать об исполняемой мною музыке, поэтому я стала вести концерт на английском языке (тогда я ещё не знала французского). Я не могу сказать, что делала это, как диктор центрального телевидения, но благодаря моим комментариям получилась совершенно особая атмосфера прямого общения с публикой.
В этот вечер мы словно забыли, что мы все – разных национальностей. Концерт получился очень тёплым. С тех пор я полюбила общаться с публикой во время своих концертов, рассказывать об исполняемых произведениях.
— Вы давали концерты во Франции – в усадьбе Жорж Санд в Ноане и в зале Корто в Париже. Расскажите, пожалуйста, об этих концертах. Как вас принимали в Париже?
— Этот небольшой тур по Франции был по приглашению от конкурса имени Лотар-Шевченко, о котором я рассказывала выше. Концерты были очень интересные. Они получились совсем разные в силу специфики залов.
Зал Корто – это известнейший зал в центре Парижа со своей почти вековой историей. Был полный зал, принимали очень тепло и радостно. А Ноан – это усадьба, в которой бывал Шопен. Там совсем другой дух. Но все концерты, где бы они ни проходили, объединяет одно – желание людей прикоснуться к прекрасному миру Музыки. Поэтому в любой точке земли моя миссия –помочь этому случиться.
— Какова вообще география ваших выступлений?
— Пока что – Россия, Польша, Франция, Швейцария и Италия.
Композитор
— В России есть ряд стипендий для исполнителей и композиторов. Вы стипендиат Правительства Москвы. За какие заслуги и когда Вы получили эту стипендию?
— Эту стипендию мне выписала Консерватория после того, как я получила Премию Президента РФ. Я очень удивилась: мне на карточку, куда обычно приходит стипендия, пришла какая-то космическая (в сравнении с обычной) сумма. Я побежала в бухгалтерию, и мне объяснили, что Правительство поддерживает тех студентов, которые в этом году показали отличные результаты по учёбе и выиграли конкурс или премию, как в моём случае.
— Также вы – победитель первого конкурса на стипендию Gnessin Award. Расскажите, пожалуйста, поподробнее.
— Премию учредил Николай Токарев, пианист, который начал получать образование в России, а потом уехал за рубеж. Именно там он имел возможность прочувствовать, как нужна поддержка молодым студентам и как хорошо, когда кто-то может её оказать. В Англии, где он учился, очень развита система стипендий.
В МССМШ имени Гнесиных вручена первая стипендия Gnessin Award
В нашей стране многие фонды поддерживают именно детей – это важно, но ведь сложно угадать, которые из этих детей останутся в профессии и в будущем станут известными музыкантами. А молодые студенты – это зачастую уже состоявшиеся музыкальные личности, которые твёрдо решили посвятить свою жизнь Музыке. Однако именно они часто оказываются в такой ситуации, что им приходится самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Кроме того, студентам нужно ездить на конкурсы, формировать портфолио, реализовывать свои проекты… А всё это требует определённых затрат.
Именно для этого Николай совместно с МССМШ им. Гнесиных (Московской средней специальной школой им. Гнесиных) создал эту премию «Gnessin Award». Я участвовала в тот год, когда премия была присуждена впервые. Она досталась двум людям: студентке Консерватории – Анне Рудаковой и мне.
В аристократической России существовали меценаты, которые, к примеру, заказывали у композиторов сочинения и щедро им за это платили. Потому что работа композиторов очень непостоянна, нестабильна, и нельзя рассчитывать на регулярный доход. Исполнители чуть более постоянны, но всё равно очень хорошо, когда им помогают. Поэтому мне кажется, что стипендии – это прекрасный вариант поддержки музыкантов любой специальности.
— Вы победитель конкурса импровизаторов ИМПРО-Классик, проводимого в Российской Академии Музыки им. Гнесиных. Расскажите, пожалуйста, об этом конкурсе.
— Однажды я нашла объявление о конкурсе импровизации. Сама идея показалась мне необычайно интересной. Задания должны были выполняться сходу, без подготовки, причём давались они за несколько мгновений до выхода на сцену.
В первом туре необходимо было описать музыкальным языком чувство. Во втором – создать музыкальную пьесу на стихотворение, предложенное организаторами. В третьем туре нужно было импровизировать на заданную тему в определённом стиле. В четвёртом туре нужно было «озвучивать» фрагмент кино.
После четырёх туров соревнования члены жюри никак не могли выбрать, кому же присудить первое место. В итоге четырёх претендентов на это место (в их числе меня) попросили поучаствовать в непредвиденном пятом туре, в результате которого, наконец, решилась наша участь. Моя первая премия стала для меня большим подарком.
— Вами создан цикл романсов на стихи рыцарских времён. Экспертный совет композиторского СТАМ-фестиваля, который проходил в МГК им. П. И. Чайковского, высоко оценил ваше сочинение. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания этого музыкального цикла и как он создавался.
— Я очень люблю сказки. И очень люблю находить что-то сказочное в реальной жизни. Меня влечет культура Средневековья, которая, если её немного идеализировать, действительно похожа на сказку.
Я видела бесконечное число европейских замков, любовалась старинными городами Германии, слушала старинную музыку в реконструкции. Наконец, я поняла, что всё это так или иначе принадлежит культуре Средневековья, и начала её изучать. Погрузившись в мир рыцарей и прекрасных дам, в мир уличных музыкантов, белых коней и ярмарок на городской площади, я поняла, что хочу выразить своё отношение к этому миру.
Я начала писать романсы на стихи трубадуров и труверов. Для некоторых сюжетов мне не хватало стихов: к двум романсам стихи пришлось написать самой. Изначально частей было больше, но после долгих правок я остановилась на том варианте, который и представила на СТАМ-фестивале.
В окончательной версии цикл называется «К Труверам» и состоит из шести частей. Их названия: «Ожидание серенады», «Соловьиная почта», «Вокализ», «Серенада», «Шарманщик» и «Охота». На фестивале романсы исполнила великолепная Дарья Давыдова – сопрано, приглашённая солистка Большого Театра.
— Год назад в Большом зале МГК им. П. И. Чайковского был концерт «Молодые звёзды Московской Консерватории», на котором вы исполнили свою АЛЕКО-Фантазию на темы из одноимённой оперы С. В. Рахманинова. Эту фантазию вы написали всего за четыре дня. Расскажите пожалуйста об этой работе.
— АЛЕКО-Фантазию я написала для конкурса. Там по условиям нужна была фантазия на какую-то известную музыкальную тему либо на несколько тем. Я долго думала, какую тему выбрать, и в итоге остановилась на опере, которая стала дипломной работой юного Сергея Васильевича Рахманинова. Он написал её, когда заканчивал Московскую Консерваторию.
Фантазия действительно была написана за несколько дней – это было продиктовано сроками конкурса. После конкурса я начала исполнять эту фантазию на своих концертах, и постепенно от маленького зала одного московского музея моя фантазия дошла до одного из самых престижных залов Москвы – Большого зала Консерватории, чему я очень рада!
— Как вы можете описать музыку, которую вы пишете?
— Свою музыку я пишу от сердца, от всей души, не претендуя ни на что – пишу для душ и сердец других людей. Я не знаю, какая судьба ждёт мою музыку, но мне обязательно нужно её писать.
В своей музыке я хочу выразить лучшее из того, что знаю и вижу, лучшее, которое когда-либо было, лучшее, которое могло бы возвышать умы, души и сердца людей. И, если мне когда-нибудь это удастся, меня можно будет назвать композитором…
— На одной вашей фотографии корабль с алыми парусами. Это не случайно?
— Эта фотография появилась в ту пору, когда я получила первую премию на международном конкурсе композиторов «ЧАЙКОВСКИЙ-Наследие». Я участвовала в номинации «песенный жанр» и представила жюри свою песню «Ассоль». На этом конкурсе меня все и ассоциировали с этой песней, поэтому даже стали называть Ассоль: «Позовите Ассоль!», «Вон, Ассоль идёт».
Фотография сделана замечательным фотографом – Дарьей Самсоновой, которая занималась съёмкой на протяжении всего конкурса.
— Вы консультируете родителей юных певцов и принимаете участие в написании песен для вокалистов, которые выступают в шоу «Голос», «Евровидение», «Новая Волна» и других. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
— Иногда ко мне обращаются с просьбой написать песню для конкурса или просто для выступлений. Иногда просто консультируются, как у композитора: как и где лучше делать аранжировку, где заказывать тексты к песням и так далее. Всегда стараюсь помочь. Иногда пишу песни.
Когда позволяет время, с удовольствием слежу за шоу «Голос». С некоторыми участниками знакома лично.
Музыкальная журналистика. Педагог
— Вы много пишете, как музыкальный журналист. Расскажите, как вы пришли к этому?
— Честно говоря, у меня и в мыслях не было становиться музыкальным журналистом! Всё произошло неожиданно. Меня буквально втолкнули в эту профессию. На четвёртом курсе Консерватории мой профессор по композиции – Владислав Германович Агафонников – как-то раз предложил мне: «Напиши о моём юбилейном концерте!». Я с радостью согласилась и написала – ему понравилось. Он отдал этот текст в консерваторскую газету «Трибуна молодого журналиста».
Я долго и с нетерпением ждала желанный выпуск, но, когда начала читать свою статью, чуть не расплакалась от досады: буквально всё там было сокращено и даже переделано!
Однако Владислав Германович вновь дал мне задание. На сей раз в Большом зале Консерватории была премьера двух опер: его оперы «Юбилей» по А. П. Чехову и оперы А. В. Чайковского «Король шахмат» по С. Цвейгу. Для меня это было очень интересно, ведь для материала пришлось впервые в жизни брать интервью, к тому же, лично пообщаться с таким известным композитором, как Александр Чайковский! Скоро материал был готов.
На этот раз мне позвонила Татьяна Александровна Курышева – главный редактор газеты «Российский музыкант». Она сказала, что первый мой материал был «пробой пера», а второй – заслуживает того, чтобы быть уже не в студенческой «Трибуне», а в «Российском Музыканте».
Мы целых два часа редактировали текст. Именно тогда я в очередной раз убедилась, как важно стараться, чтобы каждое напечатанное слово было правдивым и точным.
С тех пор я часто пишу, как музыкальная журналистка. Мои материалы публиковались в газете «Российский музыкант», в журналах «Фортепиано», «PIANO-Форум», а также на различных музыкальных порталах в интернете.
— У вас есть работы ещё и по педагогике. Кроме того, вы преподаёте уже более пяти лет. Расскажите о ваших первых учениках и первых уроках.
— Я очень люблю преподавать. Меня к этому тянуло даже в раннем детстве. Учась в школе, я мечтала иметь учеников, но в силу возраста не знала, как это сделать.
Мой первый ученик был мне дан в Консерватории в рамках педагогической практики. Целый год мы с ним работали. Ему было тринадцать лет, а мне восемнадцать, но, несмотря на такую небольшую разницу в возрасте, он относился ко мне, как мне кажется, с доверием.
Я хорошо помню приятные чувства, которые я испытала, когда он прошёл отбор и выступал на концерте в консерваторском зале им. Н. Я. Мясковского. Тогда объявили: «класс преподавателя Ольги Ивановой».
Кроме того, мне постоянно показывают разных учеников. Мне часто играют даже студенты. Я очень люблю общаться с ними, помогать им разрешать какие-то профессиональные проблемы.
Что касается работ по педагогике, то все они были написаны в годы обучения в Консерватории. В них я рассматриваю вопросы организации самостоятельной работы учащихся-пианистов, вопросы фортепианной техники. Также у меня есть исторические исследования. Самое большое из них посвящено вопросам детского образования при Московской Консерватории.
а четвёртом курсе в рамках экзамена по педагогике я защищала свою работу о прекрасной Анне Даниловне Артоболевской. Она была одним из лучших детских музыкальных педагогов нашей страны.
— Вы создали методику тестирования слабых мест техники исполнения и нашли способ работы с техническими проблемами. Это чрезвычайно интересно. Расскажите, пожалуйста, об этой методике.
— Да, я действительно разрабатываю эту методику, но, думаю, что полноправно рассказывать о ней я смогу только через долгие годы, когда мне удастся её протестировать на многих учениках и понять, как она работает в тех или иных случаях.
Обычно, когда ученики хотят «повысить технику», они принимаются играть гаммы и упражнения Ганона. Однако эти занятия фактически развивают только одну сторону техники – и зачастую не ту, которую нужно действительно развивать конкретному учащемуся.
Методика заключается в следующем. С помощью специального теста, который я сейчас разрабатываю, анализируется вся картина техники ученика. Когда наглядно видны сильные и слабые стороны его техники, педагог подбирает индивидуально приспособленную для этого ученика систему упражнений. Цель – бороться против конкретных проблем конкретного ученика, а не абстрактно «делать технику». Мне очень хочется, чтобы это дало результат: ведь виртуозность владения инструментом нужна всем без исключения!
— В интернете популярен ваш видео-блог «Записки Пианистки». Как вам пришла идея открыть его? Среди текстов блога особенно популярна заметка «13 признаков пианиста в быту». Читать эти признаки очень смешно и интересно. Когда и как пришла идея написать эту заметку?
— Всё началось с того, что я записывала для своих родных маленькие видео, например, из гастрольных поездок. Я передавала им приветы, рассказывала об интересных местах или о своих чувствах и впечатлениях. Получались целые актёрские «этюды».
Постепенно пришла идея снимать блог. Обо всём, что касается музыкальной жизни. Наряду с видео я стала писать и текстовые заметки. Так и появились те «13 признаков пианиста в быту», о которых вы говорите.
Я просто записала характерные признаки пианистов в повседневной жизни, которые со стороны выглядят достаточно смешно или необычно, но зачастую являются правдой. Эта заметка «облетела» весь интернет.
— Расскажите, как вы отдыхаете, восстанавливаетесь? Есть ли у вас хобби?
— Ой, у меня столько хобби, что, если я начну их перечислять, возникнет закономерный вопрос, когда же я занимаюсь на рояле.
Во-первых, я люблю движение: летом часто хожу на баскетбольную площадку, раньше играла в футбол и хоккей, но теперь забросила из соображений безопасности. Дома практически каждый день стараюсь делать физические упражнения: это помогает лучше себя чувствовать за роялем.
Последнее время стала посещать балы. Постепенно научилась танцевать исторические танцы, и сейчас чувствую себя достаточно уверенно. Мои любимые балы в Москве – это Весенний бал в Московской Консерватории и Сретенский бал в ГУМе. К слову, на последнем Весеннем балу Консерватории я получила очень лестную для меня награду – «Самый красивый женский образ бала». Этот приз мне присудило жюри, председателем которого был ректор Консерватории Александр Сергеевич Соколов. До сих пор, как вспомню, так становится приятно и радостно!
Кроме того, я очень люблю рукоделие. Я умею делать игрушки, украшения и многое другое. Очень люблю готовить, но делаю это редко. Рисую, пишу акварели…
Пишу стихи. Некоторые из моих стихов изданы. Также раньше я очень любила писать повести и романы для детей, но сейчас у меня на это совсем не хватает времени.
Пожалуй, для меня лучший отдых – это прогулка или занятие одним из вышеперечисленных хобби. Чтение отдыхом назвать не могу – всё-таки, в основном, я читаю такие книги, во время чтения которых особенно не отдохнёшь!
— Ваши любимые писатели, поэты?
— Это всегда очень трудный вопрос. Назвать кого-то одного практически невозможно. Но, если всё-таки есть задача это сделать, я объединю любимого писателя и поэта в одну фигуру и назову А. С. Пушкина. С самого раннего детства горячо люблю многие его произведения.
Очень люблю читать философов. Люблю красивую поэзию, многое привлекает из Серебряного века. Но при соответствующем настроении могу почитать и хороший детектив, и роман о любви.
Среди моего постоянного чтения также большое количество литературы о музыке, композиторах, педагогах, исполнителях. Я вообще достаточно много читаю.
— А какие композиторы – самые любимые?
— Я люблю всю красивую и гениальную Музыку. Поэтому каждый композитор, музыку которого я люблю, – мой любимый композитор. Особенно мне дорога русская музыка.
— Ваше любимое время года?
— Опять же, я люблю все времена года. Зима с её снежным волшебством, будоражащая и эмоциональная Весна, яркое Лето и красивейшая и поэтичнейшая разноцветная Осень. Как здесь можно выбрать какое-то одно время года, когда они все так прекрасны?
— Ваш девиз?
— Per aspera ad astra!
— Что вы хотели бы пожелать нашей молодёжи?
— Я хотела бы пожелать, в первую очередь, счастья! И, конечно, постоянно учиться, развивать интеллект. Потому что мыслящий человек – это большое сокровище!
Беседовала Наталья Саурина, журнал “Наша Молодежь”, выпуски 7-10, 2019