Знаете ли вы театр так, как теперь его знают те, кто побывал в нем на открытых экскурсиях?
Используя мировую практику, в Саратовском академическом театре оперы и балета дают возможность не только прикоснуться к прекрасному, побывав на спектакле, но увидеть то самое, окутанное тайной закулисье.
Для обычного зрителя это, наверное, то же самое, что для Алисы оказаться в Зазеркалье – вокруг столько всего нового и удивительного. Приоткрыть эту завесу нам согласился заместитель директора театра Николай Шиянов.
– Николай, с чего начались ваши открытые экскурсии?
– Примером для нас послужил европейский опыт, который мы решили применить у себя. Практика таких экскурсий есть и в Ла Скала, и в Гранд Опера.
Мне нравится, что они не приурочены к спектаклям. Люди могут прийти в театр днем и спокойно пройти по великолепным, искусно отделанным декором помещениям. Поскольку мы – театр открытый, то решили перенять эту практику и сделать нечто подобное.
Тем более, в ближайшем будущем нас ждет реконструкция. Как долго она продлится, и какие изменения ждут театр, неизвестно. Надеемся, все пройдет достаточно быстро, но могу заверить, что этот сезон мы точно доработаем до конца.
Обычно в театре зритель находится довольно долго. Но он может даже не заметить каких-то важных вещей. Вот он пришел, выпил кофе, прошел в зал, посмотрел спектакль, в антракте перекусил и после окончания сразу домой. Мы же предложили всем желающим уникальную возможность побывать в закулисье. Это не просто экскурсия, это фотоэкскурсия.
– То есть люди могли сделать портреты в ваших потрясающих интерьерах?
– Они выходили на главную сцену театра до открытия сезона. Мы включали свет, и все желающие могли сделать фото, как все театральные звезды. Есть такая международная традиция. Когда мастера сцены из Мариинки, Большого театра, иностранные артисты заканчивают выступление, и зрители уходят, они всегда просят поднять занавес и фотографируются на фоне зрительного зала. Это принято и в Австралии, и в Америке, и теперь вот в Саратове. Все участники экскурсии были в восторге.
– Недостатка в посетителях, я так понимаю, не было?
– Желающих было огромное количество. Когда мы объявили об экскурсии в первый раз, записалось порядка 250 человек. Мы испугались и закрыли регистрацию. Во второй раз остановились на 120.
В общем, кто успел, тот побывал. Они постояли на сцене, почувствовали себя артистами. Зеркало нашей сцены составляет 12 на 8 метров, до колосников порядка 24 метров. Мы показали софиты, прожекторы и другие осветительные приборы.
Кроме того, наши экскурсанты получили уникальную возможность побывать на галерее над сценой. Здесь находятся различные крепления декораций, показали подвесы, четыре (!) километра тросов, поддерживающих декорационные конструкции.
Обычно там бывает только техперсонал. Но мы сделали исключение. Каждый, кто хотел, прошел необходимый инструктаж, подписал соглашение и получил возможность подняться на высоту девятиэтажного дома. Да, там узко, страшно и высоко, да, здесь находится море техники, но впечатления оказались незабываемыми. Зрители увидели сцену такой, какой ее видят постановщики.
– Это здорово!
– Конечно! Кроме этого мы показывали балетный или декорационный зал. Здесь, кстати, можно увидеть декорации к новому мюзиклу для детей «Теремок». Уже готовы некоторые костюмы, детишки с удовольствием примеряли шапки-маски зверюшек-героев сказки.
Заканчивалась экскурсия обязательно в музее театра. Действительно, не каждый дойдет до четвертого яруса, когда приходит на спектакль. А здесь собрано огромное число интереснейших экспонатов. Мы с главным художником подсчитали, чтобы рассмотреть их все и постоять возле каждого хотя бы минуту, нужно часов десять.
Мы проходим по нашей анфиладе залов. Мне очень нравятся афиши 1937 года. Вот, мы сейчас проводим Ночь искусств, Ночь культуры, а тогда обычный концерт начинался в 11 вечера. В программе балетные и оперные номера, а после артисты драмы читали рассказы Антона Павловича Чехова. Заканчивался концерт, я думаю, часа в два-три ночи, и домой люди, по всей видимости, попадали пешком.
– Не может быть, чтобы с вашим театром не были связаны какие-нибудь легенды?
– И они, конечно же, есть! По одной из версий, люстра, которая висит у нас в зале, прилетела к нам из Москвы, где должна была украшать одну из станций метрополитена. Говорят, именно Театральную. Но по каким-то причинам ее решили передать нам. Причем две люстры из Голубой гостиной тоже из этого гарнитура.
Кроме того, отделка нашего гардероба также принадлежит одной из несуществующих станций московского метрополитена. Так что если мы опускаемся в гардероб, можем представить себя в столичной подземке.
И, естественно, как у многих театров, у нас есть свое дружелюбное привидение. Правда, об этом мы узнали из сюжета одного из федеральных каналов. До этого я о нем даже не подозревал.
Говорят, что это было еще до революции. Одна из балерин очень хотела танцевать партию Одетты-Одиллии, но у нее не получалось. Тогда она куда-то поднялась и сбросилась вниз. Откуда точно, история умалчивает, но ее привидение якобы поселилось в любимом театре.
Я обращался в архив, но не нашел никакого подтверждения этой истории. Хотя у нас на самом деле есть какая-то загадка. Контролеры на третьем ярусе рассказывали, что иногда на полу появляются белые следы, которые уходят из одной стены в другую и сколько их ни затирали, они все равно проявлялись вновь.
На том же третьем ярусе наша пожарно-постовая служба видела ночью легкий порхающий белый силуэт. Страшно. Страшно интересно. Наше привидение дружелюбное, и никому не мешает слушать и смотреть. Иногда, правда, издает посторонние звуки, но гадостей не делает. И какой театр без привидения! Такой у нас «призрак оперы» или, скорее, «призрак балета».
– Что сейчас у вас в планах?
– Пока экскурсии закончились, но мы продолжаем придумывать новое. В ближайшее время у нас пройдет Школа театральной журналистики. Она абсолютно бесплатная. Это открытое мероприятие, в котором может принять участие любой желающий.
Надо, чтобы в нашем полку прибывало. Возраст значения не имеет. К нам приедут московские спикеры – председатель кабинета музыкальных театров Ольга Кораблина, пресс-секретарь театра Станиславского Ирина Горбунова.
20 сентября будут Культурные игры, на которые мы приглашаем старшеклассников. Они пройдут в форме брейн-ринга. Будет пантомима, разные интересные задания.
И главное, конечно, это открытие сезона. 3 октября мы представляем спектакль «Аида». Приедут эксперты «Золотой маски». Спектакль уже оценили достаточно высоко, и мы надеемся, что на фестивале он получит достойную награду.
Если пройдем в финал «Золотой маски», попробуем договориться, чтобы выступить на сцене Большого театра. Кстати, билеты на премьеру еще есть.
4 октября у нас открывается балетный сезон, будет «Жизель».
В планах 31 октября выступление братьев О`Фарелл. Это кубинский джаз, будет джаз-квинтет, три брата, сыновья знаменитого Чико О`Фарелла, которого почитают на Кубе как национального героя. Такой Фидель Кастро в музыке. Это проект, который стоит увидеть и услышать. Прозвучит особенный латиноамериканский джаз – труба, контрабас, рояль, ударные, саксофон.
И с конца ноября у нас начнется Пятый фестиваль балета. В этом году он посвящен Чайковскому. Будут «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», небольшой перпендикуляр – «Ромео и Джульетта» Прокофьева, на который очень хотим пригласить Леонида Сарафанова.
Так получается, что его больше знают за рубежом, нежели у нас. Это звезда мировой величины. Он танцует в постановке гениального испанского хореографа Начо Дуато, который входит в число пяти-десяти лучших в мире, и непременно внесет что-то интересное и в нашу постановку. В общем, планы у нас грандиозные!