Педагогика – подлинное искусство воспитания и обучения. О том, что значит быть хорошим педагогом, в чем состоит трудность этой профессии и о Второй виолончельной академии Анна Коломоец побеседовала с преподавателем ЦМШ Марией Журавлевой.
— Мария Юрьевна, большую часть своей жизни вы трудитесь в стенах Центральной музыкальной школы. А не хотелось ли вам поработать со взрослыми музыкантами, например, со студентами консерватории?
— Отвечу коротко – нет, не хотела бы. Знаете, какое это счастье – взять в класс маленького ребенка. Уже через полгода занятий он становится юным виолончелистом, понимает, куда нужно поставить ручку, чтобы извлечь нужные ноты, способен играть с концертмейстером. Для меня это невероятное удовольствие!
А студенты консерватории стараются поскорее найти работу, сесть в оркестр. Ищу работу – перестаю заниматься. Оркестр – это режим. Занятия в консерватории уходят на второй план. Зачем нужно отказываться от пяти лет учебы?
— Существует негласное разделение музыкантов на педагогов и исполнителей. Вы с ним согласны?
— Нужно прежде всего понимать детскую психологию и увлеченно ее изучать. А как уговорить подростка, с постоянным отрицанием всего на свете?.. Это и есть педагогика.
— А что еще требуется для того, чтобы стать хорошим педагогом?
— У нас сильны традиции русской исполнительской школы. Нельзя выбраковывать детей: «левшей учить нельзя», «тонкие пальцы – не быть ему виолончелистом».
На каждый подобный случай я могу привести пример. Наталья Григорьевна Гутман в юности была миниатюрной девочкой, с худеньким длинными пальчиками. И стала большим музыкантом! Дело вовсе не в сложении тела, а в том, что у тебя в голове.
Я стараюсь вырастить именно хороших музыкантов, чтобы их индивидуальность, харизма не была задавлена, чтобы они хотели сказать что-то свое и им было что сказать.
— У вас огромный педагогический опыт. Замечаете ли вы преемственность традициям прошлого?
— Несомненно! Когда я только начинала работать в ЦМШ, то была помощником у Александра Кирилловича Федорченко. Незаслуженно забытая фигура! Гений детской педагогики, при этом он не был играющим музыкантом.
Александр Кириллович преподавал всю жизнь, долго работал у Александра Кондратьевича Власова ассистентом, учился у Давида Борисовича Любкина. И мне бы хотелось считать себя продолжателем его традиций, его школы.
Эти педагоги вырастили целую плеяду музыкантов. Именно вырастили. Вот что такое вырастить? Это не прозаниматься пару лет с ребенком. Это взять его с первого класса и пройти с ним тернистый путь обучения вместе. Вырастить маленького музыканта и сохранить при этом в его глазах свой авторитет – это безумно трудно!
— Что, по-вашему, сейчас самое главное для современного педагога? Существуют ли сегодня отличия от системы преподавания в прошлом?
— Сейчас в любой области дети развиваются очень быстро. Поэтому и темп развития маленького виолончелиста гораздо стремительнее, чем лет 30-40 назад. Произведения, которые мы когда-то играли в шестом классе, теперь исполняют уже во втором. Правильно это или нет? Однозначного ответа не существует.
Очень сложно увлечь ребенка игрой на виолончели: чтобы инструмент начал звучать красиво, должно пройти определенное количество времени. Маленьким пианистам в этом отношении проще. Здесь у каждого педагога свои секреты, и я свои не раскрываю (смеется).
А еще неоценима помощь родителей. Если ко мне заходит мама с ребенком и сразу говорит: «Я не музыкант, ничего в этом деле не понимаю и ничем помочь не могу», – значит, они ошиблись дверью. Учиться у меня с таким подходом невозможно. Музыкант ты или нет – это не имеет значения. Родитель должен быть настроен учиться вместе со своим чадом и постоянно узнавать новое.
— Ваше методическое пособие называется «Может быть, мой ребенок Моцарт». А может ли быть Моцартом каждый?
— Моцарт или не Моцарт… Это вообще неважно! Моцарт – искусственно созданный образ, имя нарицательное. Мы считаем, что Моцарт был вундеркиндом. Но ведь дети такие разные: кто-то активный, а кто-то медлительный; кто-то схватывает быстрее, а кому-то требуется время.
Я никогда не задаю себе вопрос: «моцарт» передо мною или нет! Название моей книги подобрано с большой иронией – над мамами, которые только и ждут возможности задать этот сакраментальный вопрос.
Я не воспитываю «моцартов», я воспитываю людей, которые будут счастливы в своей профессии: будь то ведущий солист, оркестрант в группе, участник трио или квартета. И даже если кому-то в итоге оказывается лучше оставить виолончель, освоить другую музыкальную специальность – нужно любить все, что ты делаешь и находить всюду свою нишу. Главная миссия педагога и родителей прежде всего – научить любить музыку.
— В этом году пройдет Вторая всероссийская виолончельная академия, на которую вы вновь приглашены в качестве педагога. Поделитесь своими впечатлениями о первом подобном опыте.
— Это уникальное явление, и не только для юных музыкантов. Здесь фокус внимания сосредоточен на педагогах. Заметьте, у нас на концертах даже не всегда объявляют имена преподавателей. И ребенку не всякий раз приходит в голову мысль отдать свои цветочки наставнику, а этому умению – быть благодарным – нужно учить.
Москва давно и очень сильно болеет конкурсами. Это какая-то не очень хорошая тенденция, которую до сих пор не удалось переломить. В одно и то же время проходит столько музыкальных соревнований… сколько уже можно ради них работать?!
Это совершенно бесполезное дело с точки зрения развития профессиональных навыков и вредное для психики ребенка. Конкурсы – это не про развитие, это дрессировка. В результате которой детей награждают ненужными грамотами и конфетами.
Это какая-то перевернутая, слащавая любовь к будущему детей, которая на самом деле только все портит. Вот он лауреат трех огородных конкурсов, а у родителей на языке уже вертится та самая фраза про ребенка-Моцарта.
Мне кажется, Анастасия Ушакова, организатор Академии, взяла очень правильное направление. Пришло время предложить что-то иное.
Возможно, ей удастся донести до сознания музыкантов мысль о том, что конкурс – это еще не вся наша профессиональная жизнь. А что тогда? Как нас заметят?.. Вот есть Академия.
Академия задумана таким образом, чтобы учить, направлять, развивать… именно педагогов! Нужно воспитывать и растить будущих учителей. Надеюсь, что этот проект изменит взгляд на профессию преподавателя. Образовательного мероприятия такого масштаба я еще не видела в России.
— Но ведь артисты ведущих оркестров в рамках Академии тоже проводят свои мастер-классы. Здесь вы такую практику принимаете?
— На Академии найден очень правильный подход! Есть специалисты, которые дают педагогические мастер-классы с детьми, с подросшими исполнителями, а есть оркестранты, которые рассказывают об игре в ансамбле.
Вот в прошлый раз Борис Лифановский рассказывал о навыках и трудностях работы в оркестре. Это же совсем другая специальность! Просто так в оркестр сесть нельзя. И здорово, что именно на Академии ребята узнаю́т об этом.
— Что бы вы могли посоветовать или предложить для процветания виолончельной Академии в дальнейшем?
— Чтобы Академия продолжала развиваться, можно было бы, например, организовать тур по городам Сибири. Там очень нуждаются во всяких позитивных музыкальных событиях. Знаю, что множество людей из регионов хотели приехать на первую Академию, но принять их всех тогда было невозможно.
Хочется, чтобы любые идеи организаторов воплотились в жизнь. Например, чтобы появился камерный класс, а может быть и класс дирижирования.
Настя хочет, чтобы Академия работала только для виолончелистов. Пожалуй, сейчас такое ограничение целесообразно: должны установиться традиции, незыблемые основы. Но пройдет каких-нибудь десять лет, и возникнут новые перспективы.
— Мария Юрьевна, может быть, сегодня был вопрос, который я вам не задала, но вы бы очень хотели на него ответить. Что это был бы за вопрос?
— Наверное, я бы хотела сказать, какого качества категорически не должно быть у педагога – не должно быть гордыни. От нее идут нехорошие импульсы. А когда ты работаешь с ребенком, ничего плохого в тебе быть не должно.
И еще о том, что педагогика – такая сфера деятельности, в которой надо быть пластичным, готовым изменяться. Мы не должны стесняться того, что нам самим необходимо постоянно учиться.
Беседовала Анна Коломоец