Художественный руководитель камерного оркестра «Дивертисмент» (Санкт-Петербург) накануне открытия сезона – о том, как предпочитает составлять программы, почему коллектив перестал играть популярнейшее сочинение Сергея Курехина и может ли альбом быть основой концерта.
– Сколько лет уже у «Дивертисмента» абонемент в Петербургской филармонии?
– Я не считал, но, насколько мне известно, абонемент у коллектива уже был года два до моего прихода. Я «у руля» оркестра уже 26 лет, значит, уже почти тридцать лет, возможно, и больше.
– Как менялся филармонический абонемент «Дивертисмента» за время вашего руководства?
– Определённой тенденции, думаю, нет. Многое зависело от моих увлечений на тот момент: были годы, когда в концертах было много позднего романтизма или барочной музыки. В этом году абонемент, носящий название «Простое и сложное», сочетает в себе самые разные вещи: Шостакович и Пелецис, Шенберг и Таривердиев, Мартынов и Гайдн. Там всего понемножку.
– Как относятся работники Филармонии, отвечающие за концерты, к вашим идеям?
– Поначалу когда я предлагал музыку, которая довольно редко звучит в этих стенах, была некая настороженность, и сейчас иногда, когда я, допустим, как им кажется, перебарщиваю с современным репертуаром, меня предупреждают: «Мы доверяем вашему выбору, но предупреждаем, что концерт будет трудно продать», и, как правило, они ошибаются. Естественно, любому музыканту приятно выходить играть перед полным залом, и я стараюсь здесь задействовать какие-то свои «информационные ресурсы».
– Если говорить об абонементе «Петербург-концерта», то цикл концертов с названием «Ближний круг» был в прошлом году. В этом году ваш абонемент носит то же название.
– Принципиальной разницы нет никакой. Эта идея продолжается, потому что абонемент имел большой успех. Он вызвал интерес у публики. Все концерты были проданы на 100%. И публике, как оказалось, действительно интересно побывать на концерте, где расстояние между публикой и музыкантами гораздо меньше привычного в физическом смысле. Мы не будем повторять то, что играли в прошлом году, но сама идея та же.
– В этом году я не заметил в программе абонементов «Воробьиной оратории» Сергея Курёхина и сочинения Гэвина Брайарса «Кровь Христова хранит меня неизменно».
– С Курехиным я решил взять паузу. Проект оказался очень популярен. Устроители многих концертов им заинтересовались. Например, мы выступали с пьесой Курёхина на знаменитом питерском фестивале «Стереолето», мы её возили в Москву на «Волков манифест» и т. д. Я очень боюсь, что эта вещь станет рутиной для нас. Я хотел бы, чтобы она всегда приносила радость. Поэтому мы взяли паузу на год. Последнее исполнение было на фестивале «Стереолето» 16 июня, в день рождения Курехина. Ровно через год мы откроем вновь эту пьесу, раскупорив ее, как бутылку древнего портвейна, и будем смаковать маленькими глотками.
Что касается композиции Брайарса, то она, в общем, не для частого исполнения. Мы играли ее в прошлом сезоне. На данный момент в программах концертов ее нет, но я уверен, что без неё сезон не обойдётся. Пьеса замечательная, но она не может стать шлягером, на ней нельзя делать программу.
– «Дивертисмент» выпустил несколько альбомов. Могут ли диски стать основой абонементного концерта?
– Думаю, что нет; идея альбома и идея концерта это различные вещи, на мой взгляд. Даже если мы записываем альбом на концерте. Даже порядок пьес внутри концерта отличается от порядка представления произведений на альбоме. Это как стихи и проза. И то, и другое – литература, но все же разные ее виды. Есть те, кто может это органично сочетать, но тут нужно быть гением, как Пушкин или Набоков.
– Где вас можно будет вас ещё услышать в начинающемся сезоне, кроме «Петербург-концерта» и петербургской Филармонии?
– Мы будем выступать в концертном зале петербургского Союза композиторов, в Академической капелле. Со следующего сезона возобновляется концертная программа в Мальтийской капелле, я очень рад вернуться на эту площадку. Запланированы концерты в Новосибирске, Воронеже, Пскове, Красноярске. В общем, работы хватает.
– Если бы вам у вас попросили совета, как составлять программу абонемента, что бы вы порекомендовали?
– Я об этом довольно много говорил в различных интервью и ничего нового здесь не скажу. Я стараюсь рассказать историю – будь то один концерт или абонемент. Если из концертной программы не складывается история, значит, программа мне лично будет неинтересна, если она мне не интересна, вряд ли она будет интересна слушателю. Мне кажется, составляя программу, нужно стараться рассказывать какую-то историю. Тогда абонемент будет иметь смысл.
Сергей Князев