Камерный оркестр “Дивертисмент” на сегодняшний день – один из самых креативных и ярких академических камерных коллективов России.
Петербургская исполнительская школа, известная своей академичностью и классичностью, в концертных программах Дивертисмента сочетается с артистическим азартом и желанием освоения новых звуковых пространств.
Проект «Баланс Белого» составлен из сочинений современных композиторов, написанных в последнее десятилетие специально для камерного оркестра “Дивертисмент” и посвященных этому коллективу.
Петербуржцы Настасья Хрущева и Анатолий Королев, москвич Сергей Ахунов – каждый из них по-своему слышит струнное камерное звучание.
Завораживающий «шаманский» ритм минималистической «Книги печали и радости» Настасьи Хрущевой (2019), «космические» мерцающие звуки пьесы Анатолия Королева «Баланс белого» (2009), прозрачная красота и хрупкая искренность «Искусства ассоциаций» и Пассакалии Сергея Ахунова, — вместе они дают не только относительно полную картину эстетических пристрастий Дивертисмента, но и становятся своеобразным манифестом музыкантов XXI века, постоянно ищущих собственные пути внутри такого академического и, казалось бы, хорошо изученного вида искусства, как камерное музицирование.
Солистами выступают художественный руководитель камерного оркестра Дивертисмент Илья Иофф (скрипка) и концертмейстер коллектива Лидия Коваленко (скрипка, альт).
“Мои встречи с интереснейшими авторами, чьи сочинения представлены на этом диске, произошли исключительно благодаря их музыке. Буквально: несмотря на то, что с Настей Хрущёвой и Анатолием Королёвым мы ходим по одной Санкт-Петербургской консерватории, сначала я услышал и полюбил их музыку, а уже потом, проявив некую инициативу, познакомился с ними лично.
С музыкой Сергея Ахунова я познакомился благодаря пианисту Алексею Гориболю и нашему с ним совместному участию в проекте «Victor Hugo’s Blank Page», который вышел на FancyMusic в 2018.
Подход каждого из композиторов к звучанию струнного оркестра неожиданно глубоко впечатлил меня с одной стороны необычностью, смелостью и новизной, с другой — мастерским использованием привычных «нарицательных» достоинств струнных инструментов (таких, например, как пресловутая «певучесть») в реалиях сегодняшнего дня.
Результатом взаимного творческого интереса со всех сторон стали несколько пьес, которые мне очень дороги и, что очень важно, постоянно интересны, сколько раз бы мы не ставили их в концертные программы.
Я уверен, что все эти сочинения ждёт счастливая концертная и медийная судьба, и горжусь тем, что мы с Дивертисментом стали адресатами таких посвящений.
Это наш совместный поиск верного баланса между музыкальным звуком и белым шумом, покоем и порывом, гармонией и хаосом. И я очень надеюсь, что этот поиск закончится не скоро, ибо сам процесс прекрасен и плодотворен”,
– рассказал Илья Иофф.
Настасья Хрущёва: “Это моя слабость — продолжать что-то делать”
Все сочинения записаны впервые. Проект записан в сезоне 2019-20 и вышел на лейбле FancyMusic 30.10.20, а также представлен на крупнейших цифровых платформах (Apple, Spotify, Bandcamp).
Пресс-служба ансамбля “Дивертисмент”