Денис Шаповалов – редчайший музыкант, человек достойный новой эпохи Возрождения. Композитор, дирижёр, виолончелист-виртуоз, ставший в один ряд с такими именами, как Вивальди, Бах, Лист, Рахманинов, которые сами исполняли и дирижировали своими произведениями.
Блестящий виолончелист, в 23 года завоевавший Золотую медаль на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, а в 26 ставший самым молодым педагогом Московской Государственной Консерватории, с 2006 года выступает, как симфонический дирижёр. Его концерты проходят в самых лучших залах по всему миру. В 2016 Шаповалов открыл в себе композиторский талант и с тех пор его произведения звучат на международных фестивалях в России, Грузии, Польше, Италии, Австрии, Швейцарии и др. С 2021 года является членом Союза композиторов России.
Кругозор Шаповалова не ограничивается только классической музыкой. С юности он является поклонником рока, и в его репертуаре есть несколько ярких кроссовер проектов. Шаповалов – уникальный исполнитель, он одинаково органичен и в роли академического музыканта, и в образе рок-шоумена.
11 декабря 2024 Денис Шаповалов отмечает 50-летие. Вокруг этого события Денис представляет несколько программ в городах России и Казахстана. Мы поинтересовались у Дениса – что за возраст 50 лет, можно ли уже подводить какие-то итоги, и какие программы интереснее всего исполнять?
— Денис, вы чувствуете себя молодым? Существует ли для вас вообще такая категория, как возраст?
— В 20 лет, когда я начал гастролировать по миру, я тяжело переносил трудности, связанные с необходимостью совмещать функцию носильщика виолончели и чемодана с ролью солиста-виолончелиста. Теперь к этим двум ролям добавились роли дирижёра, композитора и шоумена, а ситуация с логистикой с тех пор ухудшилась во много раз. К тому же сейчас я часто путешествую с двумя виолончелями – акустической и электронной.
Сложностей прибавилось в разы, но при этом я чувствую себя сильнее, чем тогда.
— Полвека – это время, когда уже можно подводить итоги или еще рано?
— Любой промежуток времени – даже один день вполне годится для того, чтобы подводить итоги, потому что никто никогда не знает, что будет завтра. Но я до сих пор иногда ловлю себя на мысли, что «когда я вырасту, то я стану…» (Смеется.)
— А кем вы хотели стать в детстве?
— В детстве я хотел стать лесником, но так получилось, что уже в 6 лет я впервые вышел на большую сцену с виолончелью (улыбается,) – сцену концертного зала тогда Горьковской, а ныне Нижегородской Филармонии.
Я счастлив, что дружу с Филармонией по сей день и 30-го ноября здесь же на сцене Нижегородского Кремля состоится мой первый полноценный авторский вечер, теперь как члена Союза композиторов России.
Этот концерт объединит мои академические и кроссовер-сочинения: буду дирижировать симфонической фантазией «Письмо драгоценному другу или Сон Петра Ильича» и моей любимой «Симфонией в стиле Рок», на электро-виолончели сыграю уже ставшие популярными «Рок-вариации на тему Рококо», и главное – в этот вечер состоится мировая премьера моего нового академического концерта для виолончели с оркестром «Фурия», который я закончил писать три дня назад.
— Расскажите о вашем новом сочинении? Почему «Фурия»?
— Композитор, как любой творец, в своём творчестве отражает время, события, происходящие вокруг. «Фурия» — это мой третий концерт для виолончели. Идея основана на древней мифологии и библейских темах. Я впервые обратился к образам апокалипсиса, процитировав знаменитую тему смерти DIES IRAE. Моцарт и Верди использовали её в реквиемах, а Сергей Васильевич Рахманинов – в половине произведений.
Я люблю контрасты и в своём концерте я противопоставил смерти иронию жизни, поэтому слушателей ждёт эмоциональный «контрастный душ». Ужас и фарс в современной жизни всё больше соседствуют…
— Как вообще появилась идея написать новый концерт?
— Это был заказ от Нижегородской филармонии, которая всегда славилась интересом к новой музыке. Мне была поставлена особая задача: надо было так сконструировать концерт, чтобы его можно было сыграть без дирижёра.
Я задачу выполнил, и премьеру буду играть и дирижировать сам, но уже понял, что в будущем буду счастлив исполнять этот концерт с дирижёром. (Смеётся.) Симфоническая фактура получилась очень плотной, а партия виолончели, как всегда, слишком виртуозной (улыбается,) и совмещать это непросто.
— Какие программы продолжат юбилейный тур?
— 6 декабря в Костромской Филармонии представлю программу с филармоническим камерным оркестром «Фейерверк по-итальянски». В числе произведений итальянских авторов прозвучит мой первый виолончельный концерт, написанный уже 8 лет назад, “Concerto di Bravura”. Для костромских слушателей это тоже будет премьера.
А 9 декабря в Новом зале им. А. Шнитке в Московском международном Доме музыки мы с пианисткой Марией Третьяковой, кстати, дочерью выдающегося скрипача Виктора Третьякова, сыграем программу Вивальди, но не только его.
— А «Времена года» будут?
— Как же без них? (Смеется.) Специально для этого вечера мы с Марией сделали переложение скрипичных концертов из цикла «Времена года», она сыграет «Весну» в транскрипции для фортепиано, а вместе мы сыграем «Зиму» в транскрипции для виолончели и фортепиано.
15 декабря на закрытии фестиваля «Белая симфония» в Омске вместе с моим другом Дмитрием Васильевым, главным дирижёром симфонического оркестра Омской Филармонии, мы представим мою эксклюзивную программу «Рок против Рококо». В ней сталкиваются две стихии, это «баттл» между классикой и роком, так как в первом отделении звучит музыка Чайковского, а во втором – мои рок-произведения. В качестве дирижера я выйду на сцену только, чтобы продирижировать Омской премьерой «Симфонии в стиле рок».
— Вам не страшно противопоставлять себя музыке Чайковского? Исход, ведь, наверное, очевиден?
— Как музыкант, воспитанный в академических традициях, я создаю свои рок-произведения, которые корнями уходят в классическую музыку. Все они написаны для классического состава симфонического оркестра, а «Рок-вариации на тему Рококо» как раз основаны на теме Чайковского.
Ну, и без юмора и иронии в этих произведениях я обойтись не могу, например, вторая часть Рок-симфонии называется «Йозеф Гайдн на каникулах», а третья – представляет собой парафраз на Девятую симфонию Бетховена.
— Тогда может это и не рок вовсе?
— Рок, как музыкальный жанр, несомненно, родился из классической музыки. Достаточно вспомнить начало пятой симфонии Бетховена. Что это, как не роковый рифф? Многие знаменитые рок-музыканты признаются, что являются поклонниками классики, например, Бах и Бетховен — любимые композиторы гитариста группы Deep Purple Риччи Блэкмора.
В своих рок-произведениях я использую тяжелые рифы, острые ритмические конструкции, характерные именно для рока. А вообще лучше прийти в концертный зал и послушать – всё станет сразу понятно. (Улыбается.)
— И кому тогда присуждается победа в «баттле»?
— Победа присуждается слушателю, который получает двойную награду – два концерта за один вечер, классический и роковый.
Но кроме симфонического концерта в Омске я выступлю также и в камерном жанре – 17 декабря с пианисткой Мариной Костериной мы сыграем мои любимые сонаты Рахманинова и Шопена.
Праздничные юбилейные мероприятия (улыбается,) завершит симфоническое шоу в Казахстане, которое представлю с филармоническими оркестрами Петропавловска и Астаны 18 и 19 декабря. Продирижирую казахской премьерой моей «Симфонии в стиле рок» и на электро-виолончели сыграю хиты прославленных рок-групп – Pink Floyd, Queen и других.
— А дальше что?
— Дальше? Дальше – новый год. (Смеётся.)
MusicPassion