Марина Броканова, со-основатель и директор «PianoФорум», первого в России журнала, полностью посвященного фортепианному искусству, рассказывает о том, как издание работает в период самоизоляции.
— Сейчас, когда музыкальная жизнь практически остановилась, как издание находит темы для публикаций?
— В этом смысле нам несколько проще: наш журнал никогда не ориентировался на так называемые «информационные поводы». Мы выходим раз в квартал, и было бы довольно наивно сообщать о новостях трехмесячной давности.
С первых номеров мы ориентировались на «вневременное» качество материалов, поэтому, в сущности, любой из вышедших за 11 лет номеров можно читать и сегодня: интервью, аналитика, репертуарные предложения…
— Насколько изменилась скорость работы? Стало ли работать расслабленнее или, наоборот, сложнее?
— Скорость… Пожалуй, ничего не изменилось. У многих наших авторов в ситуации самоизоляции появилось даже больше времени на работу с текстами.
— Если текущая ситуация продлится до начала следующего сезона, до сентября – есть ли у издания планы, как пережить дефицит поводов для публикаций?
— Наши планы (это касается, конечно же, крупных материалов, которые и преобладают в журнале) формируются на год и более вперед. Конечно, жаль, что не придется в 2020 опубликовать, например, обзор Рурского клавирного фестиваля (с которым была достигнута договоренность о сотрудничестве) или фестиваля «Раритеты фортепианной музыки» в Хузуме (Германия), не состоится круглый стол руководителей изданий, посвященных фортепиано, запланированный в рамках Генеральной ассамблеи Европейского музыкального совета (как и сама Генеральная ассамблея).
Их место займут, например, материалы в рубриках «Мастер-класс» (а количество интереснейших интерпретационных семинаров в режиме онлайн сейчас огромно) или «Слово интерпретатора» (известный пианист дает рекомендации по исполнению того или иного сочинения). Но в целом, повторюсь, содержание издания, его формат не претерпят больших изменений.
В ритме карантина. Часть 1. Музыканты, отмены концертов и деньги
— Что произошло с количеством читателей, посещаемостью – упало, повысилось? Видны ли уже какие-то тенденции?
— Так получилось, что с конца 2019 г. у нас появилась возможность вплотную заняться сайтом. Теперь он постоянно обновляется, там размещены все выпуски журнала до 2018 года включительно. Поэтому посещаемость, конечно же, стала выше.
Что касается бумажной версии, то все эти годы у нас стабильное количество подписчиков. К сожалению, мы по техническим причинам не смогли отпечатать первый номер 2020 года (наша типография в Москве была закрыта), но обязательно это сделаем, когда будут сняты запреты. Но этот номер был сразу же выложен в сеть абсолютно бесплатно и, надо сказать, вызвал огромный интерес.
— Если говорить о финансовой составляющей – насколько тяжелее или легче стало жить изданию?
— По поводу финансов… Мы никогда не были коммерческим изданием, поэтому говорить о финансовых успехах или неудачах не можем. У нас сформировался устойчивый круг читателей и подписчиков как в России, так и за рубежом, надеемся, что круг этот будет расширяться.
Конечно же, мы благодарны нашим издателям — Российскому музыкальному союзу и Национальному фонду поддержке правообладателей, которые понимают всю важность существования «фортепианного издания» в такой «фортепианной стране», как Россия.
— Как музыкальная жизнь изменится после пандемии?
— Тут два фактора — психологический и финансовый. Практически по Аристотелю: время не есть движение, но, с другой стороны, оно не существует без движения. Эволюции неизбежны, по крайней мере, в первый период после снятия всевозможных ограничений.
Насколько длительной окажется стадия памяти — памяти о страхе заболеть, памяти о страхе недостаточной дистанции?.. Трудно прогнозировать. Но формат живых концертов и спектаклей невозможно вытеснить бесконечным онлайном (вспомним знаменитое — «ничего не будет, кроме телевидения»). Об этом, кстати, свидетельствует и филармонический опыт: проект «Виртуальный концертный зал» не уменьшил «армию абонементодержателей» Московской филармонии…
Алексей Шалашов: «Наша обязанность — как можно меньше потерять»
— Как Вы относитесь к онлайн-трансляциям, которые становятся все более популярными?
— Как известно, главная свобода — это свобода доступа к мировому знанию, в данном случае — к достижениям художественной культуры. Сейчас у нас нет свободы выбора — только онлайн, который тоже, кстати, требует осторожного подхода: количество записей, роликов просто «зашкаливает», во всем этом надо как-то не потеряться (как, собственно, и в Интернете вообще). Но как только у зрителя/слушателя появится возможность выбора, я уверена, будет достигнут здоровый баланс.
“Я очень люблю театры и филармонию”. Придут ли слушатели в зал?
Банальный пример, лежащий на поверхности: в сети выложено множество видеофрагментов клавирабендов Григория Соколова. Но почему тогда накануне его традиционных ежегодных питерских концертов все «Сапсаны» заполнены москвичами-меломанами?…
Материал подготовил Северьян Цагарейшвили