Команда проекта Stravinsky.online отвечает на вопросы ClassicalMusicNews о работе в период самоизоляции.
— Сейчас, когда музыкальная жизнь практически остановилась, как издание находит темы для публикаций?
Алина Моисеева, редактор ленты новостей:
— Несмотря на то, что многие события сейчас перенесены или отменены, дефицита инфоповодов в сфере новой музыки нет. Некоторые проекты переходят в онлайн-пространство, в сети регулярно появляются архивные записи спектаклей и концертов, издательства продолжают выпускать книги, появляются новые интересные онлайн-проекты.
Информации о событиях по-прежнему много в соцсетях. Нам продолжают присылать пресс-релизы различные институции, ансамбли и фестивали, иногда мы находим темы для новостей на официальных сайтах. Бывает и так, что о новых событиях узнаём от наших читателей.
— Если текущая ситуация продлится до начала следующего сезона, до сентября – есть ли у издания планы, как пережить дефицит поводов для публикаций?
Владислав Тарнопольский, шеф-редактор проекта:
— Stravinsky.online – не вполне классическое СМИ: у нас нет рецензий и не так много интервью «по поводам».
Стартовав два года назад как первое русскоязычное медиа о новой музыке, мы поставили перед собою задачи скорее инфраструктурные. Создать ежедневную ленту новостей современной музыки и сводную афишу событий в крупных городах России. Зафиксировать текущий ландшафт новой музыки и круг актуальных вопросов, проведя для этого два композиторских симпозиума в Москве и в Питере. Оцифровать и ввести в оборот уникальную библиотеку Михаила Фельдштейна с переводами 650 оперных либретто ХХ века и другие значимые архивы.
В дальнейшем хотелось бы выявлять такие темы, которые важны, но находятся в тени сложившейся повседневной повестки. Например, обсуждение приниципов критического письма (мы уже старались их немножко «развернуть» на недавнем Всероссийском семинаре по музыкальной критике) или проблемы диалога поколений.
Я бы сказал, что тем, требующих обсуждения, в сфере новой музыки сейчас переизбыток. К сожалению. Но зато «дефицит поводов» нам не страшен.
— Что произошло с количеством читателей, посещаемостью – упало, повысилось? Видны ли уже какие-то тенденции?
Александра Локтева, редактор проекта:
— Карантин дал нам новую актуальную тему для обсуждения — мы выпустили цикл материалов «Музыка и изоляция», а постоянная рубрика «Афиша» обрела новый формат, и теперь в ней можно найти подробную подборку онлайн-трансляций.
В самом начале самоизоляции, когда все перешли в онлайн-пространство, посещаемость сайта и наших соцсетей несколько возросла, но сейчас мы возвращаемся к своим стандартным охватам.
Нам кажется, люди устали от “карантинной” тематики, вынужденно адаптировались к новым условиям работы и жизни, а потому потребность в нашем (и не только) контенте вернулась в привычный режим.
— Если говорить о финансовой составляющей – насколько тяжелее или легче стало жить изданию?
Кристина Агаронян, редактор проекта:
— Stravinsky.online – некоммерческий проект, существующий исключительно на наши собственные средства. Правда, весь его бюджет сводится к сумме, необходимой для оплаты интернет-домена. Поэтому говорить о финансовых доходах и расходах нам, к счастью или к сожалению, не приходится.
Главные ресурсы, которыми мы действительно располагаем, – это внутренняя мотивация и свободное от работы и учебы время, которых из-за вынужденной самоизоляции в целом стало больше. И в этом смысле мы скорее приобрели, чем потеряли.
Романсы и финансы: почему тысячи российских композиторов лишились доходов
— Насколько изменилась скорость работы? Стало ли работать расслабленнее или, наоборот, сложнее?
Наталия Рыжкова, редактор ленты новостей:
— Да, режим самоизоляции повлиял на скорость работы членов команды. Мне работать стало сложнее.
С одной стороны, жизнь вокруг остановилась, и дополнительного времени стало больше, но, в то же время, все сферы деятельности каждого из нас перешли в дистанционный режим – учеба, одна работа, вторая работа. И на это ещё накладываются привычные домашние дела и хобби, без которых, наверное, совсем тяжко прожить время карантина. Лично мне сложнее войти в рабочее состояние и суметь правильно распланировать свой день.
Второй момент – возросло количество онлайн-событий, дистанционных мероприятий. Начиная с апреля, у меня создалось впечатление, что музыкальный мир уже свыкся с мыслью о самоизоляции и комфортно чувствует себя в диджитал пространстве.
Многие конкурсы, концерты, перформансы в один миг стали дистанционными, увеличилось число трансляций современных сочинений, стали рождаться новые произведения, которые тут же исполняются дистанционно. И задача новостного раздела сайта – успеть об этом написать.
— Как музыкальная жизнь изменится после пандемии?
Мирослава Тырина, куратор рубрики «Издания»:
— Мне кажется, что мир, в особенности музыкальный, сейчас находится в такой точке, когда возможны радикальные, качественные изменения. Думаю, что благодаря длительному карантину вектор развития во всех музыкальных структурах будет направлен на «внутреннее» – самоидентификацию и самоанализ.
Больше всего в таких переменах нуждается, конечно, российская музыкальная журналистика и критика, и эти перемены уже происходят. Уже сейчас начинают выходить статьи, в которых авторы пытаются осмыслить, что такое музыкальная критика в России, и существует ли она сегодня вообще? И дело здесь не в том, что все сидят дома и у всех появилось много свободного времени – как раз наоборот, времени именно теперь катастрофически не хватает.
Но эта смена взгляда с «внешнего» на «внутреннее», как мне кажется, связана с ожиданиями и мыслями о будущем. До пандемии музыкальный мир уже очень давно жил в безостановочном круговороте событий, запланированных на годы вперёд.
Музыкальные издания уже за год вперёд могли знать, о чём будут писать – так как уже были даты основных премьер и концертов. Теперь же, смотря в будущее, трудно увидеть что-то определённое.
Прямо сейчас никто по-настоящему не знает, когда закончится пандемия, когда все ограничения будут сняты, и мир войдет в привычный режим. И пока музыкальный мир стоит перед такой туманной пропастью будущего, взгляд сам собой обращается внутрь, появляются силы и внутренняя необходимость самоидентификации и анализа того пути, который был пройден до этого карантинного рубежа.
— Как Вы относитесь к онлайн-трансляциям?
Ангелина Дудикова, редактор афиши онлайн-событий:
Боты и классические музыканты сражаются онлайн. Боты побеждают
— Как можно относиться к онлайн-трансляциям? Думаю, только положительно. Особенно в последнее время, когда люди вынуждены сидеть по домам, трансляции и другие онлайн-события стали особенно актуальны.
Культурная жизнь онлайн – это некий комфорт. Человек может свободно распоряжаться своим временем, посещая онлайн-театр тогда, когда ему удобно. Так как время освобождается, появляется возможность увидеть больше событий. К тому же виртуальный зрительный зал вмещает в себя неограниченное количество человек.
Конечно, жизнь в формате онлайн не заменит настоящую. Через экран сложно почувствовать всю ту энергетику, которой пропитан театр. Расстояние между артистами и зрителями становится безгранично огромным. И тем не менее, онлайн-трансляции – это отличная возможность многое услышать и увидеть, а где-то и поучаствовать.
Материал подготовил Северьян Цагарейшвили