Моя френдлента в беде. Она во многом состоит из музыкантов–фрилансеров. Талантливых, самостоятельных, отважных людей, привыкших рассчитывать на себя, посвятивших свою жизнь музыке и исполнительству, не позаботившихся о запасных аэродромах и не владеющих семейным капиталом.
Концерты в нашей стране отменены со второй половины марта, и сейчас мы на пике пандемии. Когда откроются филармонии и театры – не знает никто. Исполнители–фрилансеры жестоко атакованы на всех трех жизненных уровнях: биологическом – выживать становится все труднее, социальном – они испытывают финансовые трудности, психологическом – они подавлены чувством своей ненужности, преданы, впереди – мотивационный срыв.
В ритме карантина. Часть 1. Музыканты, отмены концертов и деньги
На первом, «стеническом» этапе личного кризиса музыканты принялись давать бесплатные онлайн-концерты. Теперь уже практически нет ни концертов, ни стримов. Наступает второй, астенический этап. Силы кончаются. Многие замолчали.
Мой голос – за них. Я вижу три источника поддержки исполнителей.
Первый. Каждая институция, возникающая ВОКРУГ (давайте не забывать этого) исполнительского искусства, будь то филармония, музыкальный театр, фестиваль, – имеет свою аудиторию. За связь с этой аудиторией отвечает PR отдел и отдел продаж. У первого есть каналы, инструменты связи, у второго есть списки лояльной аудитории. Десятки, сотни тысяч имен людей, хоть раз посетивших концерт или спектакль. Тысячи идентифицированных постоянных слушателей.
Моя идея проста. Каждая организация смотрит свою афишу за последние годы и выбирает имена музыкантов, в дальнейшем сотрудничестве с которыми есть заинтересованность, и которым сегодня нужна поддержка – финансовая и моральная. Потому что сам факт, что кто-то думает, заботится и планирует работать с тобой дальше – для музыканта сегодня много значит.
Дальше специалисты из этих культурных институций, продолжающие получать зарплату, делают над собой усилие и связываются со своей аудиторией. Естественно, получив такой приказ от проснувшегося руководства. Как объяснить своей аудитории, что сейчас она не тратит денег на походы на концерты, и еще долго тратить не будет, а музыкантам все это время надо жить и знать, что они нужны, – это уже вопрос компетентности, такта и профессионализма специалистов. Как попросить слушателей пожертвовать сумму, равную, допустим, стоимости одного билета на концерт, в фонд поддержки исполнителей-фрилансеров – это целиком и полностью работа этих служб.
Да, в ответ можно будет услышать, что кто-то сам сидит без работы, а кто-то не понимает, как сегодня можно помогать кому-то кроме врачей. Это нормально, это реальность. Чем больше контактов с аудиторией сейчас, тем более она будет заинтересована вернуться в концертный зал. При условии правильной кампании, прозрачной организации пожертвований и их распределения, уверена, результат будет. Очень важный результат для всех сразу по многим параметрам.
Второе. В нашей стране есть фонды поддержки исполнительских искусств. Многие фонды патронируются крупными музыкантами. Надеюсь, эти фонды уже начали кампанию по сбору средств для поддержки музыкантов-фрилансеров. Ибо если нет, то чем они заняты, кроме жизнеобеспечения самих себя? Сегодня не нужно собирать деньги на юных талантов. В беду попали не они.
Кризис показывает, что система благотворительности в сфере музыкального искусства не очень правильно устроена. В ней есть сотни людей и юрлиц, всё, кроме поддержки исполнительского искусства. А она нужна сегодня и будет остро нужна завтра. Потому что именно артисты должны зажечь сердца людей, чтобы те вернулись в концертные залы. Артистам на это нужны силы, а эти силы уже на исходе.
Есть и третий источник – профессиональная среда, объединения alumni, бывших выпускников знаменитых школ, есть профессиональное сообщество со своими возможностями, деньгами и связями. Здесь также большие и сильные могли бы поддержать тех, кто меньше и слабее. И это уже полностью ответственность профессионального сообщества. Если ему это не нужно, то кому это нужно, наконец? Кто-то должен начать.