
В недавних постановках знаменитой оперы Моцарта Così fan tutte режиссеры обратились к современным технологиям и превратили героев в роботов с ИИ. Речь об интерпретациях оперы Ювалем Шароном в Детройте (США) и Норой Буссениус в Аугсбурге (Германия).
Тематика искусственного интеллекта не обошла стороной и фестиваль RBO/Shift Королевской оперы в Лондоне (инициатор Нетия Джонс).
«Бедный Моцарт!» – разводят руками музыковеды. «Ничего не понимаем, но очень интересно!» – восклицает удивленная публика. Но так ли плохи смелые режиссерские интерпретации вечной классики? Попробуем в этом разобраться.
Современные оперные постановки, выходящие за рамки оригинальной сюжетной линии, давно стали поводом для дискуссий и даже легли в основу анекдотов. В попытках побудить проходящего мимо зрителя купить билет на заветный спектакль режиссеры заходят все дальше. Мы уже воспринимаем как обыденность превращение садов Наины в бордель, откровенную сцену вместо пляски фурий в аду или жаркие поцелуи «Адама и Евы» во дворце Черномора.
Теперь становится понятным: Дон Жуан, разъезжающий по сцене на иномарке перед гопниками, был еще не так далек от великой классики, а оперная сцена в 2025 году точно готова ко всему. Или не точно?..
В исходном варианте оперы Моцарта Così fan tutte (премьера – Вена, 1790) философ Дон Альфонсо заключает пари с молодыми офицерами Гульельмо и Фернандо. Старик уверяет: если представится возможность, их девушки Фьордилиджи и Дорабелла тут же им изменят. Для проверки на верность мужчины меняются местами: переодеваются и начинают «ухаживать накрест». Когда после долгого сопротивления девушки все же не могут устоять перед «другими» мужчинами, Дон Альфонсо примиряет пары. Ведь «так поступают все женщины!».
Режиссеры, глядя на сюжет с двухвековой дистанцией, вступают в дискуссию с таким положением вещей.
Режиссер Юваль Шарон в своей постановке (Детройтский оперный театр, 2025) словно задается вопросом: «Что, если бы Моцарт писал оперу в эпоху искусственного интеллекта?». Посетив спектакль много лет назад, он надолго остался уверен: представление о людях как о машинах уже заложено в сочинении. Опера конца XVIII века в его видении становится современницей новейших технологий. Причем – уже с первых секунд.
Вместо увертюры на удивленную публику обрушивается презентация искусственного интеллекта. Добро пожаловать в новый мир, где Дон Альфонсо – не философ. Теперь он возглавляет корпорацию SoulSync, создающую идеальных женщин-автоматонов. Ими и являются главные героини Фьордилиджи и Дорабелла (в оригинале – знатные дамы). В ходе драматургического развития дети искусственного интеллекта обретают чувства и открывают в себе человечность.
В процессе работы Шарон затронул и тему феминизма.
«Называть Моцарта феминистом – это слишком. Но когда я слушаю музыку, мне кажется, что он не хочет, чтобы мы соглашались с Доном Альфонсо. Он и Да Понте никак не могут хотеть, чтобы мы постоянно очерняли половину человечества»,
– отметил он.
В постановке Норы Буссениус (Государственный театр Аугсбурга, 2025) действие перенесено в лабораторию, в которой ИИ обучается на человеческих отношениях. Социально-психологические эксперименты над парами проводит, конечно, Дон Альфонсо. Герои подвешены на длинных спиральных тросах, а на их взаимоотношениях обучается ИИ.
Эта система встроена в Деспину – многофункционального робота, ассистентку Дона Альфонсо. В финале выясняется, что Деспина беременна.
«Вероятно, Моцарту понравились бы электронно-акустические трюки и синтетические вкрапления в речитативах»,
– замечает критик Михаэль Виет.
Похожей точки зрения придерживается и Нетия Джонс, инициатор фестиваля Королевской оперы в Лондоне RBO/Shift, отмечая:
«Искусственный интеллект никуда не денется. Либо вы задраиваете люки, либо плывете по течению».
Эпатажность и скандалы – ключевые спутники авангардного искусства. Но нужно ли превращать сочинение XVIII века в образец авангарда? Ответ будет зависеть от того, через какую призму вы смотрите на современные постановки. Приверженцы «старой школы» скажут: «Гнать таких постановщиков поганой метлой!». Авангардисты подумают: «Это современно, актуально и обсуждаемо, берем!».
Истина, разумеется, окажется где-то посередине.
София Фокина