“На меня повесили ярлык балетного антиквара. Я ничего не имею против…”
Пьер Лакотт
Когда говорят, что культура объединяет, забывают добавить, что не только страны и народы, но и эпохи.
В 1822 году Шарль Нодье написал фэнтэзийную новеллу «Трильби». Уже через десять лет, знаменитый балетмейстер Филиппо Тальони, предложил композитору Жану Шнейцхофферу написать романтический балет, на идею новеллы!
Премьера состоялась в 1832 году в Гранд-Опера, в Париже. Неудивительно, что главную партию исполняла одна из великих, всех времен и народов, Мария Тальони, а 18 сентября 1837 года спектакль увидали и в Санкт-Петербурге.
Балет Филиппа Тальони, получил исключительный международный успех в свое время и исчез в 1863 году.
Известной же стала версия постановки Августа Бурнонвиля, которую показали 28 ноября 1836 года в Королевской опере, в Копенгагене. Партитуру написал Герман Левенскольд. Это случилось не потому, что музыка Шнейцхоффера была плоха, напротив, Бурнонвиль, планировал ставить балет именно на эту музыку, но руководство Парижской оперы запросили такую высокую цену за партитуру, что выгодней оказалось заказать музыку у другого композитора!
К чести хореографа, свою версию он основывал на первоначальной версии Тальони. Главную партию исполнила семнадцатилетняя Люсиль Гран, роль Джеймса исполнял сам Бурнонвиль. Данная постановка вошла в историю балета и до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира.
Первой исполнительницей Сильфиды на Московской сцене в 1837 году стала известная балерина Екатерина Санковская.
Вот таков пролог этой истории.
Вершина романтической хореографии не давала покоя многим. Ведь есть историческая версия, рассказывающая о том, что именно в Сильфиде, для получения эффекта воздушности, Тальони старший поставил свою дочь на пуанты!
Итак, в 1932 году в небольшом городке Шату, что в пригороде Парижа, в семье Лакотт (Лякотт) родился мальчик, которому дали имя Пьер. Фанатично любящий балет, в 1946 гjle, по окончании балетной школы при Парижской национальной опере (педагоги Г. Рико, К. Замбелли) был принят в кордебалет этого театра, а в 1951 г. в возрасте всего 19 лет, был возведен в ранг первого танцовщика.
Может быть такой результат стал возможным благодаря частным урокам, которые мальчик брал у русских балерин М. Кшесинской, О. Преображенской и Л. Егоровой!
В 19 лет быть партнером звезд балетной труппы Французской Оперы: Иветт Шовире, Лисетт Дарсонваль, Кристиан Воссар! Это ли не головокружительная карьера!
Но вдруг! Как часто это вдруг, меняет нам жизнь!
В 1952 г. Харальд Ландер, известный датский хореограф, в то время работавший во Франции, возобновляя на сцене Парижской оперы фрагменты балета «Сильфида» Х. Левенскольда (хореография А. Бурнонвиля) выбрал его на роль Джеймса. Так в жизнь Лакотта впервые вошел балет, изменивший его жизнь.
Именно в это время Пьер начинает ставить самостоятельные хореографические номера, и даже балеты. В 1954 г. балет Лакотта «Ночь — волшебница» на музыку С. Беше показало бельгийское телевидение, что навело его на мысль оставить Парижскую оперу с тем, чтобы сосредоточиться на сочинении танцев, чем ранее он занимался лишь от случая к случаю.
В 1955 он собрал собственную труппу, которой дал название «Балеты Эйфелевой башни» (1955-62 гг.). Она заявила о себе выступлениями на сцене Театра на Елисейских полях, исполнив балеты Лакотта «Солнцестояния» на музыку Д. Вейнберга, «Парижский парнишка» на музыку Ш. Азнавура и «Концертино» на музыку А. Вивальди. Затем он гастролировал с этой труппой по Европе.
И постановки пошли одна за другой. Он ставил балеты на музыку классических композиторов, гигантов джаза, песни легендарной Пиаф (при ее участии). С 1963 года со своей труппой «Музыкальная молодежь Франции» Лакотт поставил 32 балета. При этом он продолжал танцевать, причем по-прежнему с великими партнершами: в Нью-Йорке в Метрополитен-опера с Мелиссой Хейден, в Лондоне — с Виолетт Верди. Танцевал также в странах Бенилюкса, Германии, Швейцарии.
Все это время балет «Сильфида» не оставлял его в покое. Дело в том, что Пьер глубоко проработал все имеющиеся архивы, относящиеся к первой, классической постановке балета. Более пяти лет он вел изыскания, смог восстановить костюмы, декорации, либретто, партитуру. Но без понимания специфики движений, поз постановка грозила стать пыльным музейным экспонатом.
Прорыв произошел после смерти внука Марии Тальони. Были открыты архивы семьи Тальони. И несмотря на то, что документы были разбросаны по разным местам хранения, это не остановило Лакотта. Три года он сводил все это вместе.
Победную точку поставили беседы с Любовью Егоровой, частным педагогом балерины, которая в деталях помнила рассказы последнего петербургского партнера Тальони, Христиана Иогансона. Лакотт полностью «увидел» балет.
Распространенное мнение, что балет впервые поставили в Парижской опере, не верно. «Сильфида» Тальони получила зримые очертания и вернулась в качестве спектакля, на французском телевидении, в качестве фильма балета. Фильм был показан 1971 году.
Главные партии танцевали солисты «Музыкальной молодежи Франции»: Гилен Тесмар (Сильфида) и Микаэла Денар (Джеймс)!
На следующий день после того, как его показало французское телевидение, все трое — Лакотт, Тесмар и Денар проснулись знаменитыми.
В 1972 году балет был поставлен в Парижской опере. И стал ключиком, открывшим двери на вершины мира балета.
Пьер Лакотт стал балетмейстером и солистом (до 1977 г.) балетной труппы Парижской оперы, куда также были приняты Тесмар (в 72-м г. в ранге этуали) и Денар (в 65-м, этуаль — с 71-го).
Но самое главное в этой истории, то, что Лакотт почувствовал вкус к реставрации старинных балетов и ему удается их восстанавливать совершенно современно.
Сегодня он ведущий реставратор мировой классики. У него активе:
- «Сильфида» Ж. Шнейцхоффер (балетмейстер Филиппо Тальони);
- «Коппелия» Л. Делиба (хореография А. Сен-Леона);
- Па-де-де из балета «Бабочка» на музыку Ж. Оффенбаха (единственная постановка М. Тальони);
- «Лебединое озеро» П. Чайковского (хореография М. Петипа, Л. Иванова);
- «Дева Дуная» А. Адана (хореография Ф. Тальони);
- «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, костюмы и декорации первой — 1841 года — постановки);
- Па де сис из балета «Маркитантка» Ц. Пуни (хореография А. Сен-Леона);
- «Качуча» из балета «Хромой бес» К. Жида (хореография Ф. Эльслер по Ж. Коралли);
- «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и Карафы ди Колобрано (хореография Ф. Тальони);
- «Марко Спада» Д. Обера (хореография Ж. Мазилье) главная роль создавалась для Рудольфа Нуреева, который и танцевал на премьере);
- «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина);
- «Жар-птица» И. Стравинского (хореография М. Фокина);
- «Гитана» на музыку И. Шмидта, Д. Обера и Ж.Стефани (хореография Ф.Тальони);
- «Тень» Л. В.Маурера (хореография Ф. Тальони);
- «Озеро фей» на музыку Д.Ф.Э. Обера (хореография Ф. Тальони);
- «Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера (хореография М. Фокина);
- «Дочь фараона» Ц. Пуни (хореография М. Петипа);
- «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Л. Иванова);
- «Пахита» Л. Минкуса (хореография Ж. Мазилье и М. Петипа).
- Для французского телевидения Пьер поставил оперу-балет «Галантная Европа» А. Кампра и балет «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди (1977).
У нас в коллекции есть запись оригинала фильма «Сильфида» 1971 года, которую выпустили в 1982 в Париже. В сопроводительном тексте говорится о том, что танцуют артисты Парижской оперы!
Я не могу найти ремастеринг записи фильма, наверное, ее нет в природе. Специфичный звук кинопленки присутствует на имеющейся записи. Но балет смотрится живо и очень современно!
Взобравшись на вершину балетного Олимпа, Пьер продолжил активные изыскания в благодарном деле, восстановлении утерянных жемчужин хореографии. Но в 1979 году неожиданно оказывается в совершенно далеком от Парижа городе, в Сибири-Новосибирске, слывущим неофициальной столицей Сибири, огромного государства под названием СССР.
И миссия у него благородная, поставить свою «Сельфиду» на сцене большого театра Сибири!
Это была первая постановка «Сильфиды» после премьеры в Парижской опере. Нигде! В то время, нигде, она не была поставлена!
Что произошло в коридорах Министерства культуры СССР, Госконцерта? Не в Большом, не в Кировском…
Может быть, для тамошних чиновников не показался интересным молодой, золотой балетмейстер из Франции? Может быть, сработала инерция больших успехов Новосибирской труппы в 60-х и очень удачных гастролей ее в Москве. Но морозным январём 1979 года, Пьер Лакотт оказался в Новосибирске.
В отличии от многих постановщиков, переносивших свои спектакли на Новосибирскую сцену (Владимир Васильев приезжал на постановку «Макбета» на одну неделю, Майя Плисецкая вообще увидела нашу-свою Анну Каренину только в Москве!) Лакотт подошел к делу основательно и очень серьезно. Он не доверил подбор исполнителей никому из ассистентов и руководителям балетной труппы (А. Дементьев – главный балетмейстер). Всех исполнителей он подбирал только сам. И не только ведущих солистов! Всех!
В то время в театре проходили новогодние утренники, так артистов вызвали на кастинг прямо после окончания представления, в костюмах и гриме зверушек. Поэтому Лакотту пришлось выбирать между поросятами, лисичками, волчатами и прочим зоопарком.
Никакие «заходы» с рекомендациями, пожеланиями, поставить на роль того или иного исполнителя не имели на постановщика никакого эффекта.
Что касается главных исполнителей, тут никаких сомнений не возникло. Это была абсолютно, на 100 процентов подходящая роль для Любови Гершуновой и Анатолия Бердышева! Они были созданы для «Сильфиды»!
Но не менее весомо смотрелась в этой роли и Людмила Кондрашова. Эффи, невесту Джеймса доверили Татьяне Кладничкиной.
Труппа давно так не работала. Большинство артистов полюбили Лакотта и он отвечал им взаимностью. Это была великая постановочная школа!
С большими сложностями столкнулась и техническая часть театра. Ее заведующий Иванов много позже рассказывал мне, как ему пришлось поднимать все его связи на заводах города, чтобы реализовать технически очень сложные спецэффекты постановщика.
И действительно по ходу спектакля Сильфида, то исчезает, то плавно опускается из окна, то летает по всей сцене. Сергей Гаврилович восхищенно говорил мне:
— Представляешь, нашего оборудования не хватало, что бы подвесить все задники!!!
Почти три месяца шла постановка балета и 21 марта состоялась премьера! Дирижировал В. В. Небольсин.
Когда дали занавес на начало второго акта, зрители встретили оформление сцены долгими, непрекращающимися аплодисментами. Принимали спектакль восторженно!
Я был поражен полетами Сильфиды (и как человек не балетный, на премьеру меня зазвал друг семьи Александр Балабанов), что от спектакля у меня осталось впечатление чего- то фантастического.
И еще – прозрачность Любы Гершуновой! Как она это делала, она и сама не знала. Но это было. Она была не из этого мира!
Помню, планировал еще раз посмотреть спектакль! Но случилось то, что в то время случалась постоянно. В начале 1983 спектакль сняли, как сняли и «Щелкунчик» В. Вайнонена, «Доктор Айболит», «Привал кавалерии» и многие другие.
Пришел новый балетмейстер Вадим Бударин и начал обновлять репертуар, в основном за счет своих постановок, многие из которых, скажем мягко, по части хореографии, изрядно хромали. Я забыл бы об этом, но моя женитьба на артистке балета внесла жизненный процесс свои коррективы. Лариса, моя жена, была настолько поглощена этим спектаклем, что не реагировать я уже не мог.
Но возможность повлиять на ситуацию представилась слишком поздно. Придя на работу в отдел культуры обкома партии, и разбираясь с очередной жалобой на главного балетмейстера, прямо спросил, его:
— Ну, хорошо, тот устарел, тот обветшал, на этот зритель перестал ходить. Ну а «Сильфида» чем не угодила?
— Так контракт кончился!
Вот так, контракт, конечно же, контракт.
Александр Балабанов были убежден, что договор можно было пролонгировать, но делать этого не захотели.
Несколько позже, готовясь к выступлению на заседании союза театральных деятелей о состоянии дел в балетной труппе театра, я задал этот вопрос, но в другом ракурсе заместителю директора Анатолию Павловичу Кожину:
— А почему не продлили контракт на «Сильфиду», французы были против?
— Да нет! Денег не нашли!
— А искали?
Анатолий Павлович, развел руками, откинулся назад и улыбнулся, сквозь очки.
— Да как-то не до этого было.
Лакотт настолько полюбил нашу труппу, что, когда она оказалась на гастролях в городке Портефино, что под Генуей, он забрал к себе на виллу Анатолия и Любу, где они провели несколько дней.
Понимаю психологическое состояние Лакотта: мы были первыми, где был поставлен его любимый спектакль.
Руководству театра, надо было полностью использовать ресурс этой дружбы и этого его состояния. Даже его приезд раз в пять лет производил бы огромный творческий и воспитательный эффект. Это сейчас его спектакль идет более чем на 20 сценических площадках. А тогда?
Мы этим не дорожим. Переводя на коммерческий язык, нам дали беспроцентный кредит, на развитие, а мы его потратили на удовольствия и забыли о нем.
К слову, сразу после нашей премьеры, он в Ленинграде поставил вечер старинной хореографии в Кировском театре, на Габриэлу Комлеву, Аллу Сизову, Ирину Колпакову.
Зрители увидели его реставрации малых форм: Па-де-де из балета «Бабочка» на музыку Ж. Оффенбаха, Па-де-сис из балета «Маркитантка» Ц. Пуни,«Качуча» из балета «Хромой бес» К. Жида.
В 1980 году, специально для Екатерины Максимовой, Лакотт поставил в Москве балет «Натали, или Швейцарская молочница», который с 1981 года вошел в репертуар Московского классического балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева.
В 2000 году специально для труппы Большого театра осуществил поставку балета «Дочь фараона», в 2006 г. специально для труппы Мариинского театра осуществил поставку балета «Ундина», в 2013 г. осуществил перенос постановки балета «Ма́рко Спа́да» на сцену Большого театра.
Наверное, мне повезло больше других. Анатолий и Люба включили в концертную программу «Театра балет Новосибирск 100» дуэт из второго акта «Сильфиды», и я имел счастье смотреть его, стоя в кулисах (если приходилось объявлять номера, и это делал) или бежал в зал и смотрел оттуда!
На этом история Новосибирска и Лакотта не закончилась.
В 2010 году общественность города была потрясена: к нам едет балетная труппа из Парижской оперы и будут давать «Пахиту» в постановке Пьера Лакотта. Желающих увидеть классику оказалось даже несколько больше, чем было возможным. Билеты делили, как золотые самородки. Общественность из уст в уста передавали, как видели всю труппу, шедшую пешком из модной гостиницы за Глобусом, к театру.
Но только знатоки оценили, тот факт, что приехал Лакотт. Кто-то вспомнил его тридцати летней давности приезд, журналисты изыскали старую фотографию, дали новую, опубликовали материал и все напутали. Потом обводили Лакотта красным фломастером и давали пояснения – кто именно Лакотт.
И сам мэтр, узнал всех, кого встретил в закулисье театра, из тех, с кем работал, тогда в 1979 году, с каждым поздоровался!
Я в душе ликовал. Ну не поедет просто так весьма почтенного возраста мэтр, похоже, будут договариваться о постановке спектакля, хочет попутно посмотреть уровень труппы, солистов.
И поставили «Сильфиду». Но не у нас, а в Москве, в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, где в скором времени художественным руководителем оказался Зеленский, который тогда еще был в Новосибирске. Нам даже привезли и показали этот спектакль, правда, с усеченными декорациями.
Лакотт жив, здоров и в прекрасной форме. Много ставит. Но не у нас.
Александр Савин