Учёные выяснили, что музыканты живут дольше обычных людей. А дольше обычных музыкантов живут арфисты.
Учёный Владимир Анисимов (президент Всероссийского геронтологического общества РАН) совместно с Геннадием Жариновым (Российский научный центр радиологии и хирургических технологий Минздрава РФ) изучил данные о смерти 49 064 человек и пришёл к выводу о том, что женщины значительно опережают мужчин по относительному числу долгожителей. А лидируют в этом рейтинге женщины, которые играют на арфе.
В первой пятёрке среди тех, кто живёт долго, – арфистки (средняя продолжительность жизни – 80,9 лет),
– рассказал Анисимов.
Мы активно изучаем этот феномен. В списке также дирижёры, академики РАН и учёные.
Меньше всего живут рок-музыканты (43,6 лет), барды и поэты. У профессиональных музыкантов-исполнителей дольше сохраняются и когнитивные способности. В целом полученные данные говорят о том, что высокий интеллект и образование прямо коррелируют с высокой продолжительностью жизни.
Целебные свойства арфы изучают не только в России. Среди современных исследователей, которые заинтересовались акустическими особенностями арфы, можно выделить норвежского музыканта Олафа Скилле и американского доктора Джорджа Патрика.
Первый изучал влияние низкочастотных звуков на состояние тяжелобольных и сделал вывод, что среди всех инструментов наиболее благоприятный эффект оказывает именно арфа.
Второй пошёл дальше и выделил группы больных раком, заболеваниями сердца, лёгких и крови, инфекционными заболеваниями, психическими расстройствами. Патрик установил, что 30-минутный сеанс игры на арфе привёл к уменьшению болей и симптомов среди респондентов на 53%. После этого аналогичные или похожие результаты были получены исследователями в Норвегии, Англии, Финляндии, Швеции.
Дальше – больше. Арфистка Кристина Турин двадцать лет назад основала Международную программу арфотерапии (IHTP). Её участники-музыканты, играют на инструменте прямо у постели больных людей. Для усиления лечебного эффекта используют специальные резонирующие кресла. Второй вид терапии – когда больной прислоняется к резонатору (часть арфы, в которую упирается музыкант).
Почему дирижеры живут дольше композиторов, а арфистки лидируют среди долгожителей
Мы принимали участие в исследовании, которое проводила Российская академия наук,
– рассказала Елена Павлова, педагог и солист ансамбля Espressivo.
Сидели, облепленные датчиками, и выясняли, как арфа влияет на человека. Исследование в том числе проводилось и с использованием других музыкальных инструментов.
Если коротко и просто говорить об итогах «опыта», то оказалось, что вибрации инструмента крайне положительно действуют на воду, из которой, как известно, мы состоим. И по части силы и качества этого влияния инструментов, равных арфе, не оказалось.
При этом Елена Павлова отмечает, что среди арфисток действительно очень много долгожителей.
Самые известные – это, конечно, Вера Дулова (90 лет), Лили Ласкин (94 года), Ксения Эрдели (93 года),
– вспоминает Елена Анатольевна.
Все они не просто долго жили, но и преподавали, совершенствовались и выступали всю свою жизнь.
Ученица Елены Павловой Элина Моруз рассказала о том, что возможный успех арфы заключается в том, что на инструменте весьма непросто играть.
Конечно, нельзя сказать, что арфа – самый сложный инструмент,
– считает Элина.
Но процесс исполнения требует постоянной концентрации. Что касается целебных свойств инструмента – специальной мелодии, которая бы «лечила» людей, нет. Зато на ней можно играть всё, что угодно, – от музыки эпохи барокко до джазовых произведений и переложений современных мелодий.
У каждого произведения – своё настроение, плюс ноты отличаются по частотам – от 260 до примерно 400 Герц и оказывают разное влияние на человека. Так что и произведения для «лечения» стоит выбирать индивидуально.
Геннадий Семикин, завкафедрой валеологии МГТУ Баумана, говорит, что
“Арфатерапия была популярна ещё со времён Древней Греции. Она хороша тем, что во время игры люди абстрагируются от происходящего, адреналин и негативные эмоции, которые скапливаются за день, уходят.
Конечно, любое музицирование полезно и приносит пользу и музыканту, и слушателю. Но, по моему мнению, в качестве главного «целительного» инструмента арфа была выбрана неспроста. Здесь особую роль играют струны, которые звучат в «правильных» диапазонах частотах.
Арфа – сложный инструмент, и игра на нём требует большой работы как ума, так и тела. Инструмент выступает как камертон, который «настраивает» тело человека на нужный лад. Вот вам практически и весь секрет.
В целом люди, которые играют на музыкальных инструментах, дольше живут, потому что в процессе творчества они себя гармонизируют, во время исполнения или прослушивания музыки пребывая в блаженном, гармоничном состоянии.
Надо ли говорить, что замена живой музыки на запись не даёт подобного эффекта”.
Евгений Моруз, “Метро“