Заметки о первых днях XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Несмотря на то, что конкурс только начался, уже заметны некоторые общие тенденции и настроения.
Мне удалось пообщаться с публикой, конкурсантами и жюри на тему ощущений от увиденного и услышанного.
«Чего-то не хватает!»
– таково было мнение большинства.
Так чего же так глобально недостает?
За всю историю конкурса мы впервые столкнулись с таким небольшим количеством западных участников. Вместе с музыкантами из стран Востока они поддерживали достойный наших музыкантов уровень конкуренции. К сожалению, их отсутствие ощутимо сказалось на общем уровне исполнительства в этом году.
Приходится закрывать глаза на многое и стараться не вспоминать о достижениях прошедших шестнадцати конкурсов, когда в каждой номинации разворачивалось интересное соперничество и каждый музыкант был блестящим исполнителем и состоявшимся солистом.
Кроме того, по моему мнению, не хватает драматических контрастов: настоящих вершин и настоящих провалов. Все выступления достаточно усреднены и существуют в некой зоне комфорта. Только техникой уже давно никого не удивить! Именно поэтому наиболее запоминающимися стали выступления, возможно, не самые качественные, но эмоционально наполненные, когда было видно и слышно, что музыкант полностью оправдывает свое участие в конкурсе.
Наверное, каждый согласится, что от Конкурса имени Чайковского ждешь откровения – «свежей и острой перспективы».
Хочется отметить по-настоящему достойное международное жюри, причем в каждой номинации: лауреаты прошедших конкурсов, заслуженные артисты с большими именами, профессора и лидирующие солисты нашего времени.
И еще одна важная тема, которую хотелось бы затронуть – кругозор и наслушанность публики. Мнения по поводу многих выступлений со стороны зала и жюри разнились категорически, ведь музыкальный опыт у всех разный. К сожалению, не все пробовали что-то «слаще редьки» и привыкли довольствоваться тем, что есть. Таких выдают бурные овации после выступления, мягко скажем, не самых выдающихся конкурсантов.
Тем не менее, на мой скромный взгляд, никакие обстоятельства не должны вынуждать нас понижать планку. Под обстоятельствами можно подразумевать то, что Россию все-таки систематически пытаются отрезать от культурного обмена с западной музыкальной индустрией.
Мы как будто бы стали вариться в собственном соку и принимать все «как есть». А иногда не помешает «прыжок выше своей головы». Потому что и конкурс предназначен для того, чтобы расширять границы возможностей.
Виталия Мокшина, ведущая телеграм-канала VITALIA MOKSHINA, специально для ClassicalMusicNews.Ru