
Вышел в свет солидный том под названием «Танец. Книга размышлений», он подготовлен издательством Masters.
Фонд Дианы Вишневой, издавший книгу, посвятил ее 10-летнему юбилею фестиваля современной хореографии «Контекст». Вишнева определяет эту дату как «точку икс»: самое время осмыслить то, что было, и подумать о том, что будет, что такое танец, зачем он нужен и куда, извините за каламбур, он движется.
Вопрос не праздный, ибо европейский и американский modern – и contemporary dance с российских подмостков исчезли, и контекст – как и «Контекст» – изменился во всех смыслах.
По форме это сборник эссе. По сути – книга об эмоциях, а не о сведениях. Хотя и они тоже есть. И книга о мыслях, а не о делах. Хотя и дела немало описаны. В ее основе – исповеди известных хореографов и артистов, принимавших участие в «Контексте». В их числе Пол Лайтфут и Соль Леон, Марко Гёке и Алексей Мирошниченко, Алонсо Кинг и Эрик Готье, Ольга Пона, Гийом Коте и Гойо Монтеро, Марсело Гомес и Орели Дюпон.
Список имен разнокалиберный: хореографы с мировыми именами, местные авторы, звезды мирового балета. Взгляд снаружи, от постановщика, и взгляд изнутри, от исполнителя.
Вишнева написала предисловие, в котором
«размышляет о том, как на ее судьбу влияли встречи с хореографами, как новый спектакль менял ее не только как артиста, но и как личность, трансформируя взгляды на искусство в целом».
Воспоминаниям и мыслям
«о становлении фестиваля Context, его целях, героях и итогах первого десятилетия»,
естественно, тоже есть место, и немалое. Немало неизвестных имен российских авторов фестиваль сделал известными, «вытащив их из андерграунда», и по словам Вишневой, это ее призвание.
А сотрудничество балерины с авторами текстов сборника, и не только с ними, описанное в предисловии на ярких примерах, от Охада Нахарина до Эдуарда Лока, есть не только личный опыт. Это и рассказ о том, как случается искусство танца, как артист становится инструментом автора пластики.
Есть идея продолжать проект, как бы ни было сегодня трудно. И быть верным идее «Контекста», просветительской и художественной: как я писала,
«снимать шоры с глаз, бороться с предубеждениями, расширять кругозор».
Так что тексты из сборника – своего рода декларация о намерениях. И желание привлечь в ряды любителей современного танца (очень, надо сказать, многоликого) поклонников старой доброй классики. Ведь, если подумать, это ветви одного дерева.
Самое интересное в текстах – сочетание личного и артистического. Как это перемешано, или наоборот, отделено. Много как бы «абстрактных» рассуждений о жизни и смерти, любви и вере, одиночестве и коммуникации, музыке и душе. Но на деле только кажется, что рассуждения абстрактны: на творчество действует всё.
Помню, как один известный хореограф сказал мне, что на его балеты влияет и погода за окном. Таинственное соотношение бытового и художественного стоит размышления, и сборник дает для этого богатый материал.
Вишнева справедливо заметила, что содержание эссе «невозможно услышать в интервью», которые, как правило, посвящены каким-то практическим вопросам и событиям. А тут артистов и хореографов (кстати, далеко не всех, кто участвовал в «Контексте», если делать беседы со всеми, нужно издавать многотомник) попросили высказаться на темы мировоззрения и общечеловеческих ценностей.\
Что важно, их мысли и слова, их рефлексии так же отличаются друг от друга, как и их постановки. Кто видел спектакли авторов книги (таких зрителей немало), прочтет сборник с особым вниманием, сопоставляя увиденное и прочитанное. Кто не видел, захочет увидеть.
Но и общее в текстах тоже есть: понимание, что танец – это всегда колебания эмоциональных состояний, а не сюжет, фабула и вообще какое бы то ни было либретто. Неважно, балет имеет ли сюжет или нет. Важно только движение, рождающее эмоцию, подтексты, флюиды. Форма танца осмысляется одновременно с эмоцией. Это как в живописи: не имеет значения, о чем картина, важно лишь, как она написана. Если хорошо, тогда и «о чем» станет важным. Иначе не бывает. Такова основополагающая мысль книги и таков каркас искусства танца.
Что именно написали балетные творцы? (их биографии приводятся в конце сборника, если кто-то не знает именитых участников, хотя незнаек среди любителей танца, наверно, не найдется).
Гойо Монтеро говорит о вере, Марсело Гомес – о поддержке, Гийом Коте рассуждает о философии, Марко Гёке – об одиночестве. Пол Лайтфут и Соль Леон высказываются о жизни и смерти, Эрик Готье – об объединении. Ольга Пона взялась подумать о личности, Алексей Мирошниченко – о любви. Алонсо Кинг не мог не сказать о музыке, а Орели Дюпон – о любви.
Вот некоторые мысли.
Монтеро:
«Мне важнее просто знать, что я двигаюсь в верном направлении, а не думать, что меня коснулась божественная сила… Артисты вовсе не особенные люди, просто у нас есть талант увлекать других своей работой. Вот и все. Ничего мистического в этом нет».
Случаются дни, когда ты думаешь «Вот черт, я повторяюсь. Опять та же самая фигня». Ты будто снова наступаешь на те же грабли. Но потом на следующий день возвращаешься в студию со словами «Ладно, это было вчера. Посмотрим, что сможем сделать сегодня».
Гомес:
«Мне не жалко своей энергии на то, чтобы создать для партнерши максимально комфортные условия. …Если после спектакля я слышу «Марсело , ты был невероятен» – это все, о чем я могу просить. И мне все равно, всегда ли у меня были дотянуты стопы».
Коте:
«Сартр говорил, что смысл жизни не выдается нам при рождении, мы сами создаем его для себя. …Современная хореография тоже об этом: каждый зритель наделяет увиденный на сцене танец своим собственным значением».
Гёке:
«Хореография –это всегда компромисс. Ведь в ней задействованы и другие люди. …Танец – это безмолвный крик протеста против одиночества и всех испытаний, с которыми мы сталкиваемся».
Лайтфут:
«Если уж совсем честно, то я не уверен, что «та сторона» вообще существует. После нас останется только любовь, которую мы успеем передать людям».
Готье:
«Согласитесь, невероятно, что танцовщики способны довести до слез, или вызвать у людей смех, просто совершая какие-то движения».
Пона:
«В каждой большой танцевальной фразе, в том, как она построена, уже присутствует драматургия»
Кинг:
«Музыкантов я считаю танцовщиками, а танцовщиков – музыкантами. …Вся ирония танца в том, что он проникает в самую душу именно когда замирает».
Дюпон:
«Танцовщику важно отыскать свой собственный способ танцевать , который бы соответствовал его мышцам, музыкальности, ногам , рукам и художественному вкусу. По-французски это называется «sur mesure”- «сделанный на заказ». Это та работа, которая никогда не заканчивается, поэтому и важно оставаться сильным».
В общем, авторы уверены: современный танец, в результате эволюции перестал быть искусством, на которое (как часто на классический балет) ходят лишь отдохнуть и развлечься. Теперь в музыкальном театре надо размышлять. Об этом – книга.
И еще. Это не только тексты, но и фотоальбом. Балетных снимков едва ли не больше, чем слов: танец – искусство наглядное. Фотографии разные, документальные и художественные, четкие и размытые, личные и сцены из спектаклей. Все работают на одну идею: показать, как поистине необъятны выразительные возможности искусства движения.
Сборник планируется в будущем издать и на английском языке, чтобы книгу могли прочитать ее иностранные авторы и не российские любители танца. Уверена, что зрителям во многих странах этот том пригодится. Ведь узнать, как творцы бессловесного искусства выражают себя в словах – словно заглянуть за кулисы. Всегда интересно.
Майя Крылова
Музыкальный и балетный журналист. Неоднократно эксперт фестиваля "Золотая маска".