В преддверии западноевропейской Пасхи цикл «Все кантаты Баха» продолжается исполнением первой редакции «Страстей по Иоанну» — шедевра, впервые прозвучавшего в лейпцигской церкви Св. Николая 300 лет назад, 7 апреля 1724 года.
24 марта / Воскресенье, начало в 20:00, длительность 1 час 45 минут.
Собор Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10.
«Страсти по Иоанну» — самая драгоценная жемчужина в ожерелье кантат, созданных Бахом в первый год работы в Лейпциге. И хотя сочинение оказалось в тени более монументальных «Страстей по Матфею», его особый характер высокого ценили многие музыканты. Шуман считал эти «Страсти» «гораздо более смелыми, более сильными, более поэтичными, чем те, что из Евангелия от Матфея». В том, насколько точны и правдивы его слова, мы сами можем убедиться.
Уникальность «Страстей по Иоанну» заключается уже в том, что они сопровождали Баха с первого года службы в Лейпциге до предпоследнего года его жизни: известны пять версий, связанных с исполнениями в 1724, 1725, 1728, 1739 и 1749 годах.
Уже одно это показывает, насколько партитура была дорога сердцу композитора. Вероятно, причины этой привязанности были не только музыкальными и практическими. Текст Евангелия от Иоанна существенно отличается от трех синоптических Евангелий; его особенно ценил Мартин Лютер (фигура, архиважная для Баха), утверждавший, что «Евангелие от Иоанна уникально по красоте и <…> является главным Евангелием, намного превосходящим три других».
Баховское прочтение Страстей Христовых — и с точки зрения текста, и с точки зрения музыки — вызвало серьезные нарекания ортодоксального лютеранского сообщества Лейпцига. Церковные власти неоднократное требовали переделок «Страстей по Иоанну», и менявшуюся партитуру можно считать богословской дискуссией, историей поиска компромиссов и отстаивания Бахом своих взглядов.
Музыкально «Страсти по Иоанну» стали кульминацией предшествующих лет, в них Бах стремился кристаллизовать все лучшее, что ему удалось найти и проверить на практике в кантатах. Он сам признался, что его музыка была несравненно сложнее, чем всё то, что звучало тогда в Лейпциге. Отличалась она и по характеру: в ней был задействован колоссальный арсенал мощных выразительных средств, в том числе оперных, который позволили отразить широкую гамму человеческих эмоций: от вины, раскаяния, ненависти, страха до прощения и всепоглощающей любви. В результате последние события жизни Христа буквально оживают на глазах слушателей.
Бах двадцать лет ждал такого шанса: в масштабной форме показать, как современная музыка может служить для укрепления веры. «Страсти по Иоанну» стали, на тот момент, его самым крупным сочинением — сорок частей и более ста минут звучания, превосходивших любые литургические потребности того времени. Но именно исполнение баховского шедевра в 1724 году положило начало городской традиции ежегодных исполнений Страстей в Страстную пятницу, которой в Лейпциге прежде не существовало.
Роман Насонов: «Высокое искусство — это когда вам есть о чем поговорить с Богом»
Седьмой сезон уникального цикла «Все кантаты Баха» посвящен юбилейной дате — ровно 300 лет назад Иоганн Себастьян занял пост кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге, преобразив музыкальный ландшафт города и, в конечном счете, всю будущую историю музыки. В сезоне 2023/24 будут звучать кантаты, созданные в первый год работы Баха в новой должности. Постигать смысл баховских шедевров слушателям помогают комментарии крупнейшего знатока старинной духовной музыки, доцента Московской консерватории Романа Насонова.
Исполнители:
- Артем Крутько;
- Яна Мамонова;
- Владимир Красов;
- Михаил Нор;
- Олег Романенко;
- Роман Насонов;
- Даниэль Сальвадор;
- Ансамбль Collegium Musicum.
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке.
Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Пресс-служба ансамбля Collegium Musicum