7, 8, 9 октября 2017 года в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко – премьера новой редакции оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре».
Так театр начинает подготовку к фестивалю Прокофьева, который пройдет в следующем, юбилейном сезоне.
I
В XVIII веке английский драматург Ричард Бринсли Шеридан написал балладную оперу «Дуэнья». Музыку к ней сочинили Томас Линли старший и Томас Линли младший – тесть и шурин Шеридана.
Прежде, чем обзавестись официально тестем и шурином, Шеридан ухаживал за юной Элизабет Линли – не только красавицей, но и чудесной певицей.
Однако, девушке прочили в женихи богатого, но весьма немолодого господина. Для того, чтобы обвенчаться, Шеридан и Элизабет вынуждены были бежать за границу.
Беглецы вскоре были настигнуты папашей невесты, а затем, после дуэли с неудачливым престарелым женихом, Ричард Шеридан и Элизабет Линли официально объявили о своем браке. Так что герои «Дуэньи» в прямом смысле взяты Шериданом «из жизни», причем из его собственной.
II
Советский Союз. Конец 30-х. Сергей Прокофьев ищет сюжет для новой оперы. К его молодой подруге и будущей жене Мире Мендельсон попадает текст пьесы Шеридана «Дуэнья».
Композитор уверен, что из этого можно сделать комическую оперу в духе Моцарта или Россини. Прокофьев считает, что оперу надо назвать «Обручение в монастыре», а название «Дуэнья» чуждо для русского уха.
В какой театр отдать новое сочинение? Конечно, в Оперный театр им. Станиславского, ведь там идет работа над недавно завершенной Прокофьевым оперой «Семен Котко». Правда, работа была омрачена трагической потерей – арестом, а потом и расстрелом Всеволода Мейерхольда. Мейерхольда арестовали вскоре после начала работы над спектаклем, и премьеру «Котко» выпускали уже без него…
Следом за «Семеном Котко» театр Станиславского принял к постановке прокофьевское «Обручение в монастыре». Были распределены партии, сценографию поручили делать гениальному Евгению Лансере. Дирижировал – тогдашний главный дирижер театра Михаил Жуков.
Опера была приведена к генеральным репетициям, автору был начислен гонорар, но… То ли война – ведь шел 1941 год, то ли что-то в театре не заладилось… Премьера так и не состоялась.
III
В 1943 –м «Обручение в монастыре» задумал ввести в репертуар Большого театра Самуил Самосуд – тогдашний главный дирижер театра. Однако, был уволен со своего поста. Постановка не состоялась.
Потом к идее постановки оперы вернулся Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Не случилось. И только в 1946 году в Ленинграде в театре им. Кирова (нынешнем Мариинском) «Обручение в монастыре» вышло на сцену.
IV
Театр Станиславского и Немировича-Данченко. 2000 год.
«Наконец-то оперная комедия действительно смешна: люди хохочут не по предписаниям либретто, а просто так, когда им смешно. Спектакль оставляет ощущение какого-то наивного, но упоительного счастья»,
– так писали о спектакле «Обручение в монастыре» после его премьеры в 2000 году.
Сегодня постановщики Александр Титель и Людмила Налетова вводят в «Обручение» новых исполнителей – веселых, молодых, умеющих петь, катаясь на гироскутере или самокате. Конечно, есть и те, кто участвовал в премьере 2000 года – прежде всего великолепная Дуэнья – Елена Манистина.
На репетициях весело. Ведь старая история Шеридана вполне понятна всем поколениям влюбленных, а музыку Прокофьева, наконец-то, напевают даже в коридорах театра, как полторы сотни лет назад венецианские гондольеры напевали мелодии Верди. 21-й век!
Пресс-служба МАМТ