Проект Kurt Weill «Kabarett music» – особый проект для российского зрителя. Это связано с тем, что большинство исполняемых произведений прозвучат в нашей стране практически впервые и этот пласт музыкальной культуры почти не известен нашей публике.
Инициатором и вдохновителем проекта, который имеет конкретную просветительскую задачу – познакомить зрителей с шедеврами мировой культуры, является солистка оперы Большого театра, заслуженная артистка России Александра Дурсенева.
Последние несколько лет оперная певица представляла на суд зрителей программы, каждая из которых была посвящена творчеству русских и европейских классических композиторов 19-20 веков, на престижных концертных площадках Москвы и Петербурга. На этот раз выбор пал на немецко-американского композитора Курта Вайля, творчество которого почти неизвестно в России.
Премьера спектакля состоится 20 апреля 2020 года в Театральном зале Московского международного Дома Музыки, он будет приурочен 120-летию Курта Вайля (1900-1950) – выдающегося композитора ХХ века, сумевшего гениально связать воедино академическую и легкую музыку. В программе будут представлены не только известные зонги из мюзиклов, но и лирические произведения, пронизанные особым драматизмом. Все песни, исполняемые Александрой Дурсеневой, объединены одним сюжетом, в основу которого легли сложные взаимоотношения композитора с его женой и музой Лотте Ленья.
Творческая жизнь Курта Вайля разделилась на два периода. Начиная с 1920-х годов и до 1933-го он работал в Германии вместе с известным драматургом Бертольдом Брехтом. Спасаясь от нацистского режима, он иммигрирует сначала во Францию, а в 1935 году – в США, где в 1943 году получает американское гражданство и творит там на протяжении 15 лет, вплоть до своей смерти. Жизнь композитора была очень сложной, что и нашло отражение в его музыке.
Актриса Лотте Ленья – супруга и главная вдохновительница его лучших произведений, сделала блистательную карьеру, пропагандируя произведения Курта Вайля и после его смерти. Она играла в театре, участвовала в радиопостановках, записывала песни. В начале 1950-х годов состоялся её бродвейский дебют в «Трехгрошовой опере». В 1956 году Лотте Ленья стала обладательницей театральной премии «Тони».
Одной из наиболее важных в творчестве Вайля является антивоенная тема, которая особенно актуальна в канун празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Она присутствует во многих произведениях Вайля, вынужденного был бежать из фашистской Германии, где существовала прямая угроза его жизни вследствие его еврейского происхождения, а его произведения сжигались на кострах.
Ужасы войны и необходимость сделать все, чтобы трагедия не повторилась – еще одна приоритетная тема проекта. Самая пронзительная песня в концерте, посвященная войне — «Und was bekam des Soldaten Weib» — была написана Вайлем в 1943 году на стихи Брехта, в ней он гениально предугадал гибель миллионов солдат и Победу России над фашизмом: именно из России жена солдата вермахта получает траурную вуаль!
Синтетическое действо в форме «Dark kabarett» — рассказ о любви и жизни женщины в самые сложные для Европы 30 — 40-е годы прошлого столетия. Основой спектакля являются десять песен, написанных Куртом Вайлем. Они исполняются певицей без микрофона, благодаря чему происходит необычное сочетание оперного голоса и стилистики кабаре, что придает зонгам особую энергетику и смысл,. Все песни будут исполнены на тех языках, на которых они написаны – немецком, французском и английском, зрителям будет предоставлен русский перевод в виде титров, выведенных видеопроекциями, как часть оформления спектакля.
Работа над проектом началась некоторое время назад. Летом 2019 года Александра Дурсенева сделала концерт-промоушн в Башмет-центре, который снискал большой успех и хорошую прессу, после чего возникла идея создания полноценного спектакля.
26 февраля 2020 года «пилотная» версия проекта была опробована в творческом пространстве LovelyLoft, где впервые выступил специально созданный коллектив «Kurt Weill orchestra». В него вошли Александр Барклянский (скрипка), Андрей Березин (виолончель), Александр Павлов (контрабас), Евгений Варавко (кларнет), Сергей Осокин (аккордеон) и Надежда Котнова (клавишные), а потрясающую аранжировку музыки для камерного ансамбля сделал художественный руководитель коллектива Андрей Березин.
Первое полноценное представление спектакля Kurt Weill «Kabarett music» для публики состоится 20 апреля 2020 года, для чего собрана первоклассная команда профессионалов. Осуществлять постановку приглашен петербургский режиссёр Михаил Елисеев, который отмечен критиками как очень глубокий художник, с хорошим вкусом, разбирающийся в тонкостях взаимоотношений между персонажами и умеющий идеально сочетать классические и современные методы воплощения. В его постановочную команду вошли драматург Ольга Реквава, которой заказано оригинальное либретто, художник видеоряда Жанна Яковлева и художник по свету Александр Романов.
На одну из главных ролей приглашен американский актёр русского происхождения Дэниэл Медведев. Он поющий артист, владеет несколькими музыкальными инструментами, интересуется искусством именно это периода. Дэниел – билингвальный артист, он может играть на двух языках, и благодаря этому проект становится примером так популярной в наше время «межкультурной коммуникации».
Другим партнером Александры Дурсеневой станет Василий Ефимов – тенор, солист театра «Геликон-опера» – высокопрофессиональный, тонко чувствующий атмосферу артист. Основной вокальный пласт дополнится хореографической составляющей: в этот проект вольются Марианна Рыжкина (прима-балерина Большого театра России, хореограф, главный балетмейстер Театра оперы и балета Республики Коми) и Роман Миронов (солист Театра оперы и балета Республики Коми).
Авторы постараются преподнести музыку Курта Вайля во всем ее великолепии и многообразии и надеются, что прикосновение с «живой» музыкой и пением даст импульс для появления интереса к походам в театр и концертные залы. Предполагается, что после премьеры этот спектакль отправится на гастроли по России и зарубежью.
Пресс-служба «Kurt Weill orchestra»