
12 ноября 2023 года в 16.00 Александр Гиндин исполнит миниатюры Грига, Равеля и Гершвина в Баженовском зале Большого Дворца музея-заповедника Царицыно.
Александр Гиндин о программе:
«В каждой программе есть идея, концепция. Она не всегда может быть музыкальнной, она может быть околомузыкальной: исторической, посвященнной юбилею какого-то композитора или историческому событию, тема программы может быть литературной и так далее. Мне всегда очень интересно собирать программы на музыкальную тему, когда скрепляющим элементов программы является музыкальный язык, сама музыка.
Программа, которую я буду играть в своем сольном концерте в Царицыно началась с пьес Джорджа Гершвина. Вообще программа всегда имеет свое начало, это или одна пьеса или цикл пьес, это те произведения, которые хочется сыграть, и вокруг них как кристалл выращивается все остальное.
Вот эта программа началась с совершенно удивительного цикла Гершвина, который называется Song book, что означает «Книга песен». С одной стороны, это безумно популярное произведение, потому что тему каждой песни каждый слушатель в зале знает на слух, с другой стороны в таком виде (как цикл) это произведение почти никогда не играется, и почти никто не знает о его существовании.
По сути это 18 прелюдий, каждая прелюдия – это тема его суперпопулярной песни. Мы знаем, что Гершвин был удивительным пианистом и всегда хотел писать для рояля, поэтому в фортепианной транскрипции автора эти песни удивительно интересны с точки зрения абсолютной самобытности фактуры и его гармонического языка…
Всю свою жизнь Гершвин хотел учиться у Мориса Равеля. И на самом деле работая над рапсодией «Американец в Париже» он представлял себя, живущим в Париже студентом Равеля. Этому никогда не суждено было сбыться, но эта мечта сопровождала всю его жизнь, и Гершвин находился под огромным влиянием музыки Равеля. Поэтому Song Book Гершвина предваряет цикл Равеля, тоже состоящий из миниатюр – «Благородные и сентиментальные вальсы».
До этого звучит цикл Лирических пьес Эдварда Грига, некая параллель к Равелю и Гершвину, так как это тоже миниатюры, поражающие предельной лакончиностью, точностью и краткостью выражения. А с другой стороны являющиеся таким музыкальным дневником, сутью композитора, говорящим о нем гораздо больше, чем большие композиторские полотна.
Все эти композиторы были серьезными, большими пианистами, и мне показалось уместным начать программу, вспомнив о творчестве еще одного великого пианиста – Феруччо Бузони. Он был чудесным композитором и великолепным транскриптором, его транскрипции имеют собственную эстетическую ценность и давно прочно вошли в фортепианный репертуар.
Вершиной его транскрипторского творчества является Чакона Баха из скрипичной партиты, которая очень много звучала в прошлом и звучит сейчас, являясь неким «музыкальным кодом», поэтому сольная программа концерта начинается с Чаконы.
Я всем вам желаю удовольствия и жду вас на этом концерте!»
«В лице Александра Гиндина нам посчастливилось найти идеальное сочетание художника и музыканта. Его «шепот», как шепот великих трагических актеров прошлого, отчетливо слышен даже в последнем ряду балкона, а его «крик» никогда не переступает грань естественных чувств. Он полностью владеет залом, беседуя персонально с каждым слушателем, передавая сокровенный смысл исполняемого произведения.» © Everything about the Piano World
«Александр Гиндин – не просто виртуоз. Он – настоящая личность, лирик и певец фортепиано, вдохновенный поэт и драматург, который тонко чувствует музыку и передает идеи композиторов.» © Music Review
«Гиндин – артист, исполненный энергии, который всю свою душу вкладывает в лирические фразы фортепиано. Иными словами, он обладает мощью и стремительностью виртуоза, а также интеллектом и уравновешенностью, необходимыми для глубокого проникновения в суть произведения.» © The Plain Dealer (Кливленд)
- И. С. Бах – Ф. Бузони. Чакона;
- Э. Григ. Лирические пьесы из опусов 38, 43, 71;
- М. Равель. Благородные и сентиментальные вальсы;
- Дж. Гершвин. The song book. 18 песен в авторской транскрипции.
Пресс-служба музея-заповедника “Царицыно”