Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина в этом году объединил на огромной территории немыслимое количество событий.
В его орбите оказались тысячи людей, десятки городов и бесценная череда уникальных концертов, начиная с блистательного парада «Золотых труб» до раритетных баховских «Страстей по Иоанну», а параллельно всему этому великолепию шла другая, не менее важная и столь же уникальная программа – проект «Просто общайся со звездой!».
Здесь уже привыкли к слову «впервые», ставшим неотъемлемым явлением Транссиба. Вот и в этом году новое сочинение Энйотта Шнайдера Dreamdancers впервые в мире прозвучало на Транссибирском, Владимир Спиваков и Вадим Репин впервые сыграли дуэтом (в их исполнении прозвучал Концерт для двух скрипок Баха), прославленный маэстро Владимир Иванович Федосеев впервые выступил в Новосибирске, Новосибирский симфонический оркестр впервые исполнил Первую симфонию Вебера, Вадим Репин впервые играл в камерном концерте с известным во всем мире пианистом Николасом Ангеличем…
Но главное – четвертый по счету фестиваль не потерял ни своей яркости, ни сумасшедшего драйва, ни любви зрителей, и каждый раз на его просторах рождается столько эмоций, что кажется, будто это происходит в первый раз!
Небольшая предыстория. Бывают такие люди, которые, как магнит, притягивают к себе детской открытостью, искренней щедростью души и азартной увлеченностью тем, что делают. В них пылает внутренний огонь, и невозможно остаться равнодушным, встречая их на своем пути.
С Вадимом Репиным, одним из них, мне посчастливилось познакомиться лет пять назад. А в декабре 2013 года во время интервью Вадим мне признался, что у него есть мечта – сделать свой фестиваль в родном Новосибирске:
«Я только начинаю. У меня в Новосибирске будет первый мой фестиваль, арт-фестиваль, Транссибирский, мы так хотим его назвать».
И вот уже четыре года подряд лично для меня – да и для многих коллег-журналистов – первый весенний месяц надежно связан с Транссибирским Арт-фестивалем: традиционно форум стартует в марте, чтобы продолжиться до апреля, а нынче – до конца апреля на территории России, захватывая и осень в Японии. События вокруг него каждый год нарастают, как снежный ком – впрочем, «комом» это назвать было бы неверно – здесь каждый миг просчитан, продуман и должным образом подготовлен.
Когда я впервые оказалась на Транссибе, бросились в глаза и приятно удивили потрясающее взаимодействие всех служб фестиваля и безупречная организованность каждого мероприятия. Знаю по личному опыту, как бывает, когда неожиданно рушится заранее спланированный процесс, все летит в тартары, и надо срочно разруливать ситуацию (коллеги из пресс-службы меня прекрасно поймут).
Такие накладки бывают у всех, они неизбежны, как нелетная погода или внезапные болезни участников… Но здесь этого почему-то не случается.
Никогда не забуду первый Транссибирский, когда Вадиму в заключительном концерте фестиваля в результате форс-мажорных обстоятельств (отсутствие дирижера!) пришлось стать за пульт Новосибирского симфонического оркестра, но ля минорный концерт Шостаковича для скрипки с оркестром прозвучал весьма и весьма достойно… Триумфальное завершение первого фестиваля уже вошло в историю и стало легендой.
Масштаб и наполненность событиями на Транссибе, конечно, поражают. А он все растет и растет, охватывает больше и больше городов и стран: начав в 2014-м с родного города Вадима Репина – Новосибирска, уже ворвался в Красноярск, Омск, к 2016-му пересек границы России и покорил Японию, Южную Корею и Израиль, а в этом году к фестивальным городам присоединились Тюмень, Санкт-Петербург и Самара. Да что там – даже в Брюсселе с нетерпением ждут фестивального концерта с участием Вадима Репина!
Не забывает Транссибирский и про Москву – один концерт с участием прославленного скрипача в рамках фестиваля в Московской филармонии меломанам-таки достается.
Этот стремительный ритм, «драйв Транссиба», когда в один день происходят два-три-четыре события (концерты в разных городах, мастер-классы, выставки или демонстрация киношедевров), четко контролируется Вадимом и его неутомимым директором Олегом Белым.
Остается только восхищаться их стоической выдержкой, неизменно позитивным настроением и умением оказываться вовремя в нужном месте. «Дирижировать» таким процессом – дело нелегкое и изматывающее.
Раз уж речь зашла о дирижировании, не могу не вспомнить о маэстро, участвовавших в Транссибирском за четыре года, а были это музыканты с мировой славой (у Репина всегда – «парад дирижеров»): Кент Нагано, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Александр Сладковский, Дмитрий Юровский, Дмитрий Лисс, Гинтарас Ринкявичус… Да и в этот раз фестиваль был посвящен юбилею выдающегося дирижера – Владимира Ивановича Федосеева, 85-летие которого осенью этого года будет отмечать вся мировая музыкальная общественность.
Круглых дат – так уж совпало – оказалось много: это и 80-летие Новосибирской области, и 80-летие Новосибирской филармонии, и 60-летие Новосибирской консерватории. Но феномен Транссибирского заключается не в пафосности юбилеев и значимости мировых премьер (хотя это, безусловно, важно), но в той особой, абсолютно уникальной атмосфере, которой с самого начала своего существования выделяется именно этот фестиваль.
Год назад я написала:
«…замечательно, что есть такой фестиваль, который ждёшь с замиранием сердца, как любимую музыку».
И это действительно так – Транссибирский ждешь, предвкушая встречи и с любимыми произведениями, и с потрясающими музыкантами, и просто с друзьями.
Кстати, в январе, случайно встретившись с Олегом Белым, я забросала его вопросами, а что же будет в этот раз? Олег кратко обрисовал Четвертый, и я поняла: ехать – надо.
Выбрать что-то из невероятно привлекательной программы фестиваля было трудно. Разнообразие происходящих на Транссибе событий, как всегда, зашкаливало: от открытия фото выставки «Взгляд сквозь объектив» постоянного фотографа фестиваля Александра Иванова, уже четвертый год радующего нас своими изумительными работами, до глобального проекта «Просто общайся со звездой».
Я же хочу рассказать о событии, свидетелем которого я стала. Судьба сама подсказала выбор – он пал на вечер 27 марта в Новосибирске. Потом я уже осознала, что, собственно, и была-то на территории Транссиба всего несколько часов, но за этот кусочек времени успела получить столько эмоций, впечатлений и встреч, что в обычном режиме хватило бы и на неделю.
Концерт «Федосеев-85!» с участием Владимира Ивановича Федосеева и пианиста с мировым именем Николаса Ангелича стал идеальным воплощением фестивального духа Транссиба.
К тому же мне повезло, и я застала в Новосибирске самого Вадима Репина, который должен был уехать в Красноярск на репетицию уже следующего выступления, но задержался, чтобы приветствовать маэстро Федосеева. Встреча с Репиным – всегда радость, а уж когда Вадим находится в окружении родных людей в родном городе – и подавно.
Примчавшись прямо из аэропорта в Концертный зал им. А. Каца (вот они, непредсказуемые обстоятельства) я узнала, что в программе произошла перестановка, и Николас Ангелич будет играть Второй концерт Брамса си-бемоль мажор, соч. 83 не во втором отделении, как планировалось, а в первом; во втором же Новосибирский симфонический оркестр с маэстро Федосеевым за пультом исполнят Увертюру к опере «Волшебный стрелок» соч. 77 и Первую симфонию до мажор, соч. 19 Карла Марии фон Вебера.
Пробравшись уже в темноте на свое место, я обнаружила, что прямо за мной сидит сам худрук фестиваля. Соседство обязывало, и весь концерт я сидела, не шелохнувшись. Впрочем, не только я – с первыми звуками Второго концерта Брамса зал погрузился в гипнотический транс, стараясь не пропустить ни секунды этого магического действа.
Не случайно про Ангелича говорят: он заставляет время остановиться. Американец, живущий в Париже, при этом еще и со славянскими корнями (мама пианиста родилась в России), Ангелич своей абсолютно неземной игрой и в этот вечер выносил сознание в космическое пространство другой вселенной, в царство эмоций и волшебной музыки. В какой-то момент у меня мелькнула мысль, что за роялем восседает зрелый Моцарт, немного погрузневший, но такой же сияющий и серьезный одновременно. Кристальная моцартовская прозрачность, парящая легкость и бесконечная глубина звука…
Второй концерт Николас Ангелич выучил раньше, чем ре-минорный Первый – еще будучи студентом Парижской консерватории (а поступил туда Николас в возрасте 13 лет). В одном из интервью пианист признался, что в доме родителей часто слушал именно его в различных записях, но настоящим источником вдохновения и радости для юного Николаса стало исполнение Вильгельма Бакхауза.
Не поленилась, выискала запись с тем самым исполнением и перед поездкой в Новосибирск прослушала. Что сказать? То, что нам подарил в этот незабываемый вечер Николас Ангелич, можно смело внести в копилку лучших концертов мира. Впрочем, у него были достойные партнеры по сцене – Новосибирский симфонический оркестр и маэстро Владимир Федосеев.
Сам Николас когда-то сказал, что для него Второй концерт Брамса –
«это настоящая симфония, с фортепиано obbligato, где взаимопонимание с дирижером имеет решающее значение… Партия фортепиано, конечно, является очень важным элементом, но в то же время пианист должен интегрироваться во всю структуру».
Нам повезло – в этот вечер благодаря изумительной работе Владимира Ивановича Федосеева на сцене Концертного зала им. А. Каца царили полное взаимопонимание и прекрасное взаимодействие. Сам же Ангелич вел свою неземную по красоте и совершенству фортепианную партию непринужденно-виртуозно и в то же время внимательно, органично вплетаясь в музыкальное полотно.
Первая часть увлекла за собой стремительным развитием темы и невероятным размахом эмоций. При этом – никакой громоздкости, чрезмерности или напыщенности. Ангелич словно слился с оркестром, став его неотъемлемой частью. Он не демонстрировал публике свое мастерство, но, используя его, проживал на сцене эмоции, щедро заложенные Брамсом в эту гениальную музыку, и передавал их дальше нам, упоительно, легко и свободно.
Вторая часть подчеркнула это потрясающее взаимодействие – драматическое скерцо прозвучало невероятно экспрессивно, пронзительно и страстно. А тема солирующей виолончели в начале третьей части изумила красотой и лиричностью, заставив затаить дыхание от восторга. Снова и снова фортепиано откликалось на ее теплый поэтичный зов, словно растворяясь в этой перекличке. Танцующий, радостный финал, с непринужденным изяществом окрашенный брамсовским колоритом Венгерских танцев, закружил в сияющем вихре звуков и вызвал бурные аплодисменты публики.
Удивительный концерт, безумно сложный, но исполнение – выдающееся, оставившее послевкусие настоящего праздника. Не случайно Вадим Репин мечтал, чтобы именно Николас Ангелич исполнил у него на фестивале этот концерт. Пожалуй, лучшего в наши дни и не найдешь…
Антракт подарил встречу с Ангеличем, искренне благодарившим Владимира Степановича Бирюкова, фортепианного мастера-настройщика. Было заметно, что пианист выжат, как лимон, тем не менее, мягкая улыбка освещала его лицо, и снова он мне напомнил постаревшего Моцарта, только с седыми локонами. Те же легкость и свет, детская открытость и доброта…
Продолжил вечер Карл Мария фон Вебер. Этот немецкий романтик написал всего две симфонии, и больше известен широкой публике, как автор опер «Волшебный стрелок» и «Оберон». Но маэстро Федосеев – мастер вытаскивать на свет божий раритеты, просветитель, открывающий публике забытые шедевры.
«Да, я люблю Вебера и Брамса. Эта музыка редко исполняется. Она должна звучать, она прекрасна!»,
– объяснил маэстро выбор программы.
Увертюра к опере «Волшебный стрелок» Новосибирскому симфоническому хорошо знакома, но Первую симфонию, которую маэстро предложил для исполнения на Транссибирском фестивале в этом году, оркестру пришлось выучить. Впрочем, Владимир Иванович был уверен, что новосибирцы с этим произведением справятся –
«Я знал об оркестре, много слышал о нем и слушал записи, поэтому рисковал я мало»,
– заметил маэстро. Так оно и оказалось.
Забегая вперед, скажем, что Первая симфония прозвучала на одном дыхании – Владимир Иванович вдохнул в ее исполнение феноменальную легкость и изысканную звучность. Недаром маэстро прибыл в Новосибирск заранее и тщательно отрепетировал с оркестром каждую деталь – а сложностей и «подводных камней», несмотря на кажущуюся ясность и простоту, в Первой более чем достаточно…
Юный Вебер, которому в период создания симфонии был 21 год, постарался создать свое первое масштабное произведение в лучших традициях романтического симфонизма, но в ней уже угадываются будущие фантазийность и изобретательность оркестровки, оперная напевность и красочное переплетение многообразных тем. Сам Вебер впоследствии считал свою Первую «безумной фантазией». Но эта «безумная фантазия» на редкость прекрасна и удивительно мелодична (как жаль, что она так мало исполняется!).
Новосибирскому симфоническому оркестру под чуткой и уверенной рукой Владимира Федосеева удалось достичь веберовских легкости и мелодичности и представить публике Первую симфонию на высочайшем уровне. Это было настоящее, подлинно мастерское исполнение, с многогранным живым сияющим звуком и великолепными ансамблями всех групп, тончайшими оттенками и разноликой выразительностью тембров.
Маэстро Федосеев позволил оркестру свободно дышать, но при этом вел его так, что создавалось впечатление сценической глубины, реального музыкального пространства – оно было зримо. Это редчайшее ощущение, когда кажется, что музыку можно потрогать руками, настолько она осязаема и жива, и не каждому дирижеру дан этот талант…
Когда растаял последний звук, зал взорвался аплодисментами. Благодарная публика не хотела отпускать музыкантов со сцены, овации длились долго, но бисов не последовало. Впрочем, они и не были нужны – настолько полноценной оказалась программа. А после концерта Владимир Иванович еще долго общался с поклонниками, прессой, друзьями – и его энергии можно только позавидовать!
Почти в полночь я добралась наконец до гостиницы. А ранним утром – обратно в Москву. Но эти несколько часов на территории Транссибирского Арт-фестиваля никогда не забуду, и уже с нетерпением жду следующего – а ведь он юбилейный, пятый. Представляете, что это будет?
Блиц-интервью с Вадимом Репиным
— Вадим, я заметила, что в каждом Транссибирском обязательно присутствует тема Брамса. Это особенный композитор для вас?
— Это мой любимый композитор! Ну и, конечно, музыканты, которых я приглашаю, тоже любят Брамса (смеется). Ангелич в Брамсе абсолютно феноменален! Брамс – один из его «коньков». И я его пригласил сыграть Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Знаю (по слухам, которые до меня дошли), что почти весь год Николас многим отказывал играть этот концерт – это реально выносит мозги, настолько трудное сочинение. Никакой это не концерт, это симфония! И вот он еле ходит, потому что весь выложился… И это счастье, счастье, что он согласился!
Но мы ему дали два дня отдохнуть между концертами, чтобы он пришел в себя (накануне он играл в камерном вечере фортепианный квартет Дворжака, и мы вместе исполнили квинтет Брамса).
— Вы давно с ним знакомы?
— Наверно, лет 25. Но ни разу вместе не играли. И вот он здесь оказался, и наконец-то мы вместе сыграли!
— И тоже Брамса. Кстати, в этот раз многое на фестивале происходит впервые. И Владимир Иванович Федосеев впервые выступил в Новосибирске.
— Да, и с Владимиром Теодоровичем Спиваковым я в первый раз играл вместе, дуэтом (улыбается). Но для этого же и наш фестиваль, чтобы все неординарное, необычное происходило!
— Четыре года назад, когда фестиваль только начинался, он сразу поразил особой атмосферой, драйвом, энергетикой…
— А сейчас азарт. И драйв, конечно!
— Что изменилось в восприятии зрителей за эти четыре года? Они так же реагируют? Не устали?
— Наоборот. Они изголодались! Я надеюсь (смеется). Мне на этот вопрос трудно ответить…. У нас уже подряд два фестиваля каждый концерт заканчивается стоячими овациями. Каждый. И это приятно – мне кажется, родилась новая традиция.
— Трудно не повторяться?
— Да, у нас уже многие были. Но на пятый год, наш юбилейный, мы бы хотели, чтобы те несколько человек, которые оставили неизгладимое впечатление (ведь всегда среди хорошего есть –навсегда незабываемое), вернулись, чтобы в юбилейный год провести наш фестиваль.
Плюс к новому, необычному добавятся проекты, которых еще на фестивале не было. И по значимости он увеличится. Так что, я надеюсь, нас ждет много хорошего.
Ирина Шымчак, Новосибирск – Москва