До главного музыкального конкурса, Олимпийских игр среди музыкантов — Конкурса имени Чайковского остались считанные дни. Весь музыкальный мир будет следить за выступлениями лучших из лучших, болеть и переживать за своих фаворитов.
Участники конкурса разных специальностей поделились своими ожиданиями от предстоящего события, от самих себя и рассказали, для кого будут играть.
Пианист Константин Емельянов:
«Для меня Конкурс имени Чайковского — это возможность прикоснуться к чему-то грандиозному, и, может, даже к истории»
— Если бы 10 лет назад Вам сказали, что Вы будете участвовать в конкурсе имени Чайковского…
— 10 лет назад я только закончил музыкальную школу в Краснодаре и поступал в училище в Москве. На тот момент я даже не мечтал о таком.
— Что для Вас — конкурс имени Чайковского?
— Конкурс Чайковского, безусловно, конкурс конкурсов для музыкантов всего мира. Это конкурс с великой историей, среди его лауреатов — множество прекрасных известных музыкантов. Возможность поучаствовать в этом событии — это возможность прикоснуться к чему-то грандиозному, и, может даже к истории.
— Какой из прошлых конкурсов особенно хотелось бы посетить? Кого послушать?
— Конечно, хотелось бы послушать очень многих. Но если выделять, то Первый конкурс и, наверное, Третий, на котором победил Григорий Соколов.
— Чего ожидаете от конкурса?
— Трудный вопрос. Ожидаю очень сильных эмоций и впечатлений. Думаю, ни один другой конкурс, ни одно выступление и ни одна сцена не сравнятся с тем волнительным состоянием во время выступления на конкурсе Чайковского в Большом зале Московской консерватории.
Трудно говорить наперед, но лично я ожидаю чего-то невероятного, и это даже не в такой степени связано с результатами — хотя, конечно, все участники втайне мечтают о победе. Но даже выйти на такую сцену и выступить на ней — это незабываемые впечатления.
— Какого тура больше всего ждете?
— Трудно загадывать, ведь никогда не угадаешь, до какого тура пройдешь. Тем более, в нынешнем конкурсе — крайне сильный состав участников, много замечательных, уже состоявшихся музыкантов, со многими я знаком лично. Думаю, зрителям будет очень интересно следить за конкурсом.
Наверное, самый волнительный для всех все-таки первый тур. Ведь это — начало, и неизвестно: будет ли продолжение. Если программа 2 тура достаточна свободная, то программа 1 тура четко регламентирована, и это тоже вызывает некоторое напряжение. Она похожа на программы конкурса Чайковского советского времени, когда нужно было исполнять Баха, классическую сонату, 3 этюда, произведения Чайковского.
Думаю, когда программа составлена по собственному выбору участника, это всегда проще, потому что музыкант может исполнять музыку, в которой чувствует себя спокойно и увереннее. Раскрыться при достаточно строгой программе с определенными условиями — всегда некоторый груз и сложность.
— Вам проще играть музыку «про себя», или музыку, противоположную Вашему характеру, природе?
— Я в принципе считаю, что подход «играть музыку про себя»,— изначально не самый верный. Музыку нужно играть про музыку и про тех композиторов, которые ее написали. Нужно максимально корректно и с максимальной самоотдачей стараться выразить замысел того или иного композитора, но не себя через исполняемое произведение.
Личность и музыка тех композиторов, которых предстоит исполнять на конкурсе, настолько велики, что любой исполнитель, даже самый выдающийся, все равно никогда не достигнет того уровня, на котором находятся авторы этих сочинений. Написать такую гениальную музыку — это энигма. Это что-то из другого мира.
Что касается «играть про себя». Думаю, 1 тур сложен тем, что его программа состоит из произведений разных стилей и эпох — а это всегда сложно: нужно быть стилистически точным, уметь перестраиваться эмоционально, интеллектуально и физически. Все время— разные формы, разные цели, идеи, эпохи. Это всегда труднее.
— Для кого будете играть?
— Многие музыканты говорят, что они стараются найти какого-то человека в зале, а найдя, играют для него. Лично мне всегда очень комфортно, если на концерте присутствует мой профессор Сергей Леонидович Доренский.
Многие его ученики об этом говорят: если Сергей Леонидович сидит в зале, становится спокойнее и ты играешь для него. Ты чувствуешь невероятную поддержку, с его стороны исходят положительные флюиды. Я надеюсь, что профессор сможет посетить выступления своих учеников, тогда, конечно, нам будет проще. Если Сергей Леонидович будет в зале, я буду играть для него.
Виолончелист Иван Сканави:
«Музыка — на первом месте. Остальное — как сложится»
— Что для Вас — конкурс имени Чайковского?
— Для музыкантов всего мира, особенно для русских музыкантов, конкурс имени Чайковского — один из самых значимых, если не самый.
Конечно, я всегда хотел принять в нем участие и очень рад, что это стало возможным сейчас; можно сказать, это мой первый крупный конкурс. Участие в таком крупном состязании — большая радость и честь для меня, но также и большая ответственность.
Думаю, говорить о том, что конкурс имени Чайковского для каждого участника является отличной площадкой для того, чтобы сделать карьеру — нет смысла, это очевидно. Но в первую очередь нужно думать о музыке.
— Как боретесь с волнением?
— Бороться с волнением, как мне кажется, бесполезно. Нужно быть готовым на 200% и психологически правильно настроиться. Играть музыку и получать от этого удовольствие.
— Как на Вас влияет конкуренция?
— Я стараюсь не думать о конкуренции, хотя полностью от нее абстрагироваться, конечно, очень сложно. Я знаком со многими участниками специальности «виолончель», некоторые из них — мои хорошие друзья. Мне кажется, виолончелисты умеют дружить, между нами нет злого соперничества.
Конечно, конкуренция была, есть и будет; понятно, что на конкурсе не избежать сравнений. Но я буду стараться играть в свою игру и играть Музыку. Музыка — на первом месте. Остальное — как сложится.
— Программу какого тура больше всего хотите исполнить? Где Ваш козырь?
— Козырь… Я могу думать, что это козырь, а все остальные могут думать, что это совершенно никуда не годится.
В конкурсе помимо обязательных произведений есть еще и свободная программа, для которой я выбрал музыку, которую очень люблю и очень хочу сыграть.
— Если бы у Вас была возможность вернуться в любой из прошлых конкурсов, в какой особенно хотелось бы попасть? Кого послушать, за кем понаблюдать? Возможно, даже посоревноваться?
— Дело в том, что я знаю всех тех музыкантов в том облике, в котором они находятся сейчас, поэтому говорить о прошлом сложно. Но я бы очень хотел услышать Александра Рудина, когда он впервые принимал участие в конкурсе и хотелось бы увидеть самый первый виолончельный конкурс.
Насчет посоревноваться… (смеется), пожалуй, без спорта на этот раз.
— Но ведь на музыкальных конкурсах все равно не обойтись без элемента соревнования. Иван, с кем вы соревнуетесь?
— Соревнование с самим собой происходит перманентно, и на данный момент я соревнуюсь именно с самим собой. У меня нет задачи сыграть лучше, потому что «лучше» в музыке — очень субъективная оценка. Я хочу стать лучше, пытаюсь глубже проникнуть в суть музыки.
Я не зациклен на соревнованиях, хотя конкурсы, конечно, это всегда сравнения и соревнования.
— Для кого будете играть?
— Это всегда сложный вопрос. Во многих интервью музыкантов читаешь разные варианты ответов: кто-то играет для Бога, кто-то — для сцены, кто-то — для публики, кто-то играет для себя. Я буду стараться играть — и надеюсь, что буду — играть Музыку.
— Конкурс имени Чайковского будет транслироваться по многим телеканалам и в интернете. Почему нужно за ним следить?
— Во-первых, виолончель — это лучший инструмент (улыбается). Во-вторых, конкурс Чайковского — это как Чемпионат мира по футболу, как Олимпийские игры — это нужно смотреть. В-третьих, если люди разных профессий, не связанных с музыкой, люди, никогда не слушавшие классическую музыку, пустят ее в свою жизнь, подумают о прекрасном, о хорошем, то будет мир во всем мире, люди будут счастливы. Мир будет лучше.
Наверное, по этой причине нужно следить за конкурсом Чайковского и вообще слушать хорошую музыку.
Скрипач Марк Бушков:
«Пусть победит сильнейший!»
— Почему Вы, состоявшийся концертирующий музыкант, решили принять участие в конкурсе Чайковского?
— В конкурсе меня привлекла очень разнообразная и изысканная программа. Участие в нем —огромная честь для меня!
— Чего ждете от конкурса?
— От конкурса жду очень больших возможностей, хочу найти новых друзей, услышать моих замечательных коллег. Уверен в справедливом решении жюри. Пусть победит сильнейший!
— Чего ждете от себя?
— Я надеюсь, что сумею сыграть достойно — в полном поклонении перед композиторами, которых буду исполнять.
— Чем будете удивлять? В чем, на Ваш взгляд, Ваш главный козырь?
— Удивлять ? Это пусть публика <решит>. Вместе с тем, у меня нет козырей, так как я серьезный музыкант, а не игрок в карты.
Но если честно, мой козырь — божественная скрипка. Страдивари, которую мне одолжил мой учитель Эдуард Вульфсон.
Пианистка Анна Генюшене:
«Для меня игра на конкурсе Чайковского — это момент истины и честности перед самим искусством»
— Анна, чего ожидаете от конкурса?
— Надо сказать, что конкурс имени Чайковского не первый крупный международный конкурс в моей практике. В прошлом году я выступала на конкурсе в Лидсе и могу отметить, что это было самое кровавое сражение, в котором я когда-либо принимала участие: для каждого тура пианисты готовили две контрастные программы. Какую программу выберет жюри, мы узнавали в ночь, накануне выступления.
О музыке думать не приходилось — скорее, это напоминало гонки на выживание.
Мне же ближе концепция «l’art pour l’art», поэтому уверена, что любой конкурс — это, в первую очередь, торжество музыки. Для выступающего — возможность открытого диалога с публикой, абсолютно открытого и откровенного, возможность продемонстрировать свое собственное мнение, представить людям точку зрения, почувствовать эмоциональный отклик.
Если реакция положительная — это всегда большой подарок; если же встречается какое-то непонимание или, допустим, отрицательная оценка— я всегда интересуюсь подробностями и стараюсь извлечь пользу: у каждого слушателя есть право на собственную точку зрения. Поэтому для меня игра на конкурсе Чайковского — это момент истины и честности перед самим искусством.
— В вашей номинации есть конкурсанты, за которых будете болеть — несмотря на то, что они Ваши конкуренты?
— Я бы сказала, что для меня конкурс имени Чайковского в номинации «фортепиано»— это как встреча старых друзей (улыбается). Две трети участников — хорошо знакомые мне люди и близкие друзья. С тем же Андреем Гугниным мы знакомы больше десяти лет и пережили много радостей, неудач, конкурсных непроходов и побед.
Также со многими участниками мы поддерживаем тесное общение, с удовольствием общаемся не как конкуренты, а как люди, понимающие весь груз ответственности перед этим конкурсом. Думаю, мы прекрасно можем поддержать друг друга.
— Для кого будете играть на конкурсе?
— Для любви. Для любви к своим близким, для любви в Музыке. Конкурс пройдет, а она останется. В настоящий момент это для меня — самое главное, что вообще может быть.
Беседовала Татьяна Плющай