23 апреля 2024 закончился контракт директора Театра оперы и балета Республики Коми Дмитрия Степанова. 3 мая было объявлено имя нового директора – им стал Алексей Садовский.
Казалось бы, речь идет об обычной ротации управленческих кадров. Но в действительности за эти десять дней в Сыктывкаре разыгралась настоящая драма, которая вышла далеко за пределы Республики.
Впервые я познакомился с коллективом Коми-оперы в ноябре 2018 года. Театр привез на фестиваль «Видеть музыку» свою постановку оперы Пуччини «Тоска», и им требовался первый виолончелист: в третьем акте этой оперы есть виолончельный квартет, который непрост для исполнения.
В этой ситуации нет ничего удивительного: российские региональные оперные театры регулярно приглашают артистов оперы, балета и оркестра из столиц. Как правило, это происходит либо во время гастролей, либо при проведении «знаковых» выступлений на домашней площадке.
Я был давно знаком с этой практикой, и с удовольствием согласился помочь коллегам из Республики Коми, даже не подозревая тогда, что одна репетиция и один спектакль положат начало долгой дружбе и взаимному уважению.
В России порядка сорока оперных театров, и уровень игры оркестров в них очень разный. В 2018 году я мало знал о Сыктывкаре, но был в курсе того, что город это очень небольшой (чуть более 200 тысяч человек населения), а музыкального вуза там нет. Потому предположил, что в оркестре этого театра с кадрами может быть напряженка и не ждал никаких чудес от предстоящего исполнения, особенно с учетом того, что «Тоска» предполагает массу исполнительских сложностей даже для оркестра самого высокого уровня.
Каково же было мое удивление, когда на репетиции я услышал очень достойное звучание оркестра! Еще больше удивился, пройдя с виолончельной группой квартет из третьего акта: никаких проблем, я будто репетировал с коллегами из оркестра Большого театра… «Вишенкой на торте» стал знаменитый унисон валторн в начале третьего акта – он был сыгран практически идеально как с точки зрения интонации, так и по качеству звука.
Поразившись этому факту, после репетиции я спросил у коллег, сколько приглашенных артистов сейчас в валторновой группе, на что получил ответ: «Валторны все наши». Фантастика!
А сразу после этого меня негромко окликнули по имени. Обернувшись, я увидел скромно одетого человека с располагающей улыбкой и грустными глазами: «Давно не виделись, Боря…»
Не сразу, но довольно быстро я его узнал: это был Дима Степанов, трубач, мой однокурсник по Мерзляковке и Московской консерватории.
— О, привет! А ты что, работаешь здесь? Как-то я не заметил тебя в оркестре…
— Да, работаю. И на трубе иногда играю. Но сегодня обошлось. Я же вообще-то директор…
С 2015 года Дмитрий Степанов возглавлял Театр оперы и балета Республики Коми. На протяжении последующих пяти лет мы встречались регулярно, два-три раза в год.
Степанов — не первый руководитель оперного театра, с которым я общался в жизни. Но даже на фоне наших самых крупных театральных «шефов» он явно обладает своим собственным лицом.
Дима – из тех мужчин, которые не стремятся сходу доказать свое главенство в любой ситуации, любом окружении. Замечал, что в начале всех встреч, на которых я присутствовал вместе с ним, поначалу он, как правило, молчит. А когда начинает разговаривать – говорит довольно скупо и негромко. Но все вокруг моментально начинают к нему прислушиваться.
Это при том, что на моей памяти он никогда не строил из себя большого начальника. Его кабинет в Театре оперы и балета Коми не отличался роскошью – когда я заглядывал в него в последний раз, мебель и ремонт выглядели несколько хуже, чем в оркестровой раздевалке. А двери этого кабинета, насколько я понимаю, были в любое время открыты для всех артистов и сотрудников театра. Другое дело, что намного проще оказывалось поймать Дмитрия Николаевича в театральных коридорах или у служебного входа.
Он регулярно посещал нужные мероприятия, на которых присутствовали руководители его уровня, — но я также несколько раз встречал его в Москве, когда сам Дмитрий и его заместитель, Сергей Фещенко, на машине ездили в столицы покупать новые инструменты или чинить старые.
Однажды на гастролях театра заболел трубач. Шла опера Бизе «Кармен». Трубу директор театра, конечно, с собой не возил, а вот мундштук – да. Привычка… Только, вот, оперу эту трубач Дмитрий Степанов никогда не играл. Коллектив отдыхал после переезда, а он всю ночь учил свою партию на мундштуке – нельзя же играть в отеле ночью…
Перед спектаклем была акустическая репетиция, и Дима рассчитывал, что, учитывая обстоятельства, дирижер пройдет хотя бы пару-тройку сложных для трубы мест. Но дело ограничилось поверхностным изучением акустических обстоятельств очередной площадки, а в ответ на вопросительный взгляд генерального директора дирижер отрезал: «Я не могу из-за одного трубача мучить перед тяжелым спектаклем весь оркестр». Как-то сыграли – рассказывая об этом случае, Степанов говорит, что было, мягко говоря, непросто.
В какой-то момент он на свои деньги купил себе новую трубу. Она всегда стояла наготове в его кабинете.
С самого первого дня в оркестре – а потом и в театре – Республики Коми я почувствовал, что в коллективе преобладает очень теплая, почти домашняя атмосфера. Возможно, отчасти это связано с тем, что сам коллектив – небольшой. Как-то мы разговаривали с Димой, и я обмолвился, что в оркестре Большого театра работает 270 с небольшим человек.
— Сколько-сколько? – переспрашивает.
— Ну, 272, что ли…
Хмыкнул:
— У вас в оркестре 272 человека, а у меня во всем театре штат – чуть больше 250…
Фактически это говорит о том, что каждый человек в театре – на вес золота. Особенно с учетом того, что Сыктывкар – не тот город, в который легко пригласить артистов на работу. Бюджет у театра небольшой, конкурировать зарплатами с коллективами крупных городов он не может…
Тем не менее, в бытность Дмитрия Степанова директором, балетную труппу театра возглавила знаменитая Марианна Рыжкина, благодаря которой на сцене Театра оперы и балета Коми появились, например, спектакли «Вариации на тему рококо», «Золушка» и «Concerto barocco» Баланчина. На посту руководителя балета ее сменил Андрей Меркурьев.
Главным режиссером театра при Дмитрии Степанове стал Илья Можайский. Он поставил уже упоминавшуюся «Тоску», «Сказки Гофмана», «Пиковую даму», «Любовный напиток», «Принцессу цирка» …
Эти спектакли имели успех на домашней сцене, а некоторые из них театр неоднократно вывозил на гастроли, и они неизменно встречали теплый прием в других городах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.
Для воплощения в жизнь амбициозных идей Дмитрия Степанова и его команды людей в театре хватало впритык – тот же оркестр в театре работает одним составом, без замен, и, несмотря на это, репертуарные спектакли неизменно проходят на высоком исполнительском уровне.
А во время флагманского события сезона, фестиваля «Сыктывкарса тулыс», что называется, коллектив прыгает «выше головы», не только качественно и – что немаловажно — вдохновенно исполняя самые яркие премьеры и репертуарные спектакли сезона, но и выступая с симфоническими программами. Например, на последнем фестивале прозвучали «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова.
Когда в апреле стало известно о том, что министр культуры Республики Коми Гульнара Идрисова не планирует продлевать трудовой договор с Дмитрием Степановым, коллектив провел собрание, на котором принял текст письма, обращенного к главе Республики, Владимиру Уйбе, в поддержку своего директора.
Напоминаю, штат Коми-оперы – примерно 250 человек. На собрании, о котором идет речь, присутствовало 214 человек. При голосовании (существует видеозапись) голоса распределились следующим образом: 199 «за», 2 «против», 13 воздержались. Таким образом, без малого 80% артистов Театра оперы и балета Коми (при явке на голосование на уровне более 85%) выразили желание продолжать работать под руководством Дмитрия Степанова.
Между прочим, это вполне сравнимо с цифрами, которые получил Владимир Путин во время последнего голосования на выборах Президента России: 87 с небольшим процентов при явке почти 78 процентов. То есть уровень поддержки директора коллективом – беспрецедентный: вряд ли в России найдется много театров, в которых коллектив настолько уверен в своем руководстве.
В ответ на это обращение артисты получили документ от министра труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Екатерины Грибковой, сообщавший:
«При решении данного вопроса ваше обращение будет учтено».
3 мая театру был представлен новый генеральный директор – и это был не Дмитрий Степанов.
Дальше можно было бы сказать многое. Можно было бы, например, вспомнить, что реконструкция Театра оперы и балета не самой бедной в стране Республики Коми планировалась очень давно. И сам бог велел на фоне этого события реконструировать — а то и построить новый — оперный театр. Но этого не было сделано. Ситуация, кстати говоря, напоминает масштабное празднование 800-летия Нижнего Новгорода: город привели в относительный порядок, но оперный театр как был в ужасающем состоянии, так и остался.
На встрече министра Идрисовой с коллективом театра артисты и сотрудники говорили о том, что следовало бы не «принимать во внимание» мнение подавляющего большинства коллектива о кандидатуре нового директора, а руководствоваться им. А министр почему-то рассказывала о том, что вот-вот начнется реконструкция театра, хотя этот вопрос никто не поднимал.
Кстати, чем возглавляющий театр в течение восьми лет и любимый коллективом генеральный директор (при котором, среди всего прочего, театр получил звание «академического») мог бы помешать реконструкции, она не сказала.
Можно было бы сказать и о том, что против непродления контракта с Дмитрием Степановым высказались не последние для российской культуры люди – такие, как Денис Мацуев, по этому поводу направивший официальное обращение к главе Республики Коми, или Кирилл Крок, разместивший публичный пост о своем видении ситуации на своей странице ВКонтакте…
Но говорить об этом уже поздно – решение принято.
28 апреля 2024 я снова играл «Тоску» в составе оркестра Театра оперы и балета Республики Коми на фестивале «Сыктывкарса тулыс». Есть запись этого спектакля. Можно оценить и уровень постановки, и качество игры оркестра, и — что немаловажно для меня – качество игры виолончельной группы…
После спектакля, выходя из театра, я подумал, что, возможно, это мое последнее выступление в составе оркестра Театра оперы и балета Республики Коми. Печальная мысль — но, как ни крути, в этом оркестре я всего лишь гость.
При этом, как ни странно, этот спектакль оказался последним и для Дмитрия Степанова. Он исполнял в нем партию третьей трубы. Через день прошел заключительный концерт фестиваля, и оркестру все еще нужен был трубач. Но, как оказалось, Степанову принять в нем участие уже не разрешили.
Я никогда не жил в Сыктывкаре, хотя многие мои знакомые знают, что за прошедшие годы я стал чувствовать себя там, как дома. Во всяком случае, на днях, в апреле, когда я был там, артисты театра здоровались со мной у служебного входа безо всякого удивления – хотя с момента нашей последней встречи прошло года полтора. Поэтому я рискну дать всем жителям Коми один совет.
В нашей стране периодически происходят выборы. Через некоторое время они состоятся и в Республике Коми. Нынешний руководитель Республики пренебрег мнением 199 человек, просивших его принять нужное и важное для культуры Коми решение. Способен ли этот руководитель так же легко пренебречь мнением 80% всего населения Коми, принимая какое-либо еще более важное решение и возможно ли предотвратить такую ситуацию? Решать только жителям Коми.
Борис Лифановский