10 апреля 1919 года родился Народный артист СССР Юрий Силантьев: музыкант, композитор, художественный руководитель и главный дирижер эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Под управлением Силантьева оркестр выступал и на родине, и за рубежом. Коллеги и друзья называли маэстро «справочным бюро» – не было такого вопроса, на который он не знал бы ответа.
Юрий Силантьев всегда был в центре внимания, окружён поклонниками, которые и сегодня вспоминают этого неординарного и, безусловно, талантливого человека.
Репетиция оркестра имени Силантьева – среди нескольких десятков музыкантов лишь четверо, работавших с маэстро. Но эти четверо о любимом дирижере могут рассказывать всю репетицию.
«Он во всех городах, куда мы приезжали, первым делом шел в книжный магазин. А второй момент был, когда он приходил уже на базу книжного магазина, и мы с ним вместе»,
– вспоминает альтист Игорь Корохов.
Его нет уже больше 30 лет, но каждый следующий дирижер пытается сохранить то, что когда-то создал Юрий Силантьев.
«У Юрия Васильевича Силантьева была особая посадка оркестра. Она отличалась от классической: струнные – отдельно, духовые – отдельно, посередине ритм секция. И мы тоже иногда стали так работать»,
– рассказывает художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева Александр Клевицкий.
Силантьев в оркестр пришел в 58-м. И за несколько лет из эстрадного превратил его в эстрадно-симфонический. С отличием окончивший консерваторию по классу скрипки, в душе он всегда оставался классическим музыкантом. С ним оркестр начал исполнять Генделя и Глюка, Бранденбургские концерты Баха, одним из первых сыграл скрипичный концерт Тихона Хренникова.
Но и эстрада привлекала его не меньше классики. Пахмутова, Островский, Кобзон, Лещенко, Магомаев – концерты с участием оркестра собирали тысячную аудиторию. На сохранившихся фотографиях – тот всесоюзный успех, свидетелем которого стал сын дирижера.
«Был концерт на стадионе. Десятки тысяч человек. Когда мы стали выходить с концерта, сели в двадцать первую Волгу, большая такая машина, тяжелая. Толпа просто обступила машину, не давала проехать. После чего просто подняли на руки, и стали качать»,
– вспоминает сын Юрия Силантьева Егор Силантьев.
Постоянные репетиции, концерты, гастроли по России – он был полностью погружён в работу. Этого же требовал от музыкантов. На него рисовали карикатуры, бывало – изображали с кнутом в руках, а по-дружески называли «Лохматый». Его высказывания, едкие и колкие записывали. Тетрадь с цитатами не сохранилась, они остались лишь в памяти очевидцев.
«Однажды, я помню, какой-то музыкант спросил: “Скажите, вот здесь си или си бемоль?”. Он: “Не играй вообще”. Такая атмосфера была. Все знали, что он не злой был вообще, но мог и накричать на музыкантов, мог и затопать ногами»,
– рассказывает композитор Александр Журбин.
Юрий Силантьев был душой оркестра 25 лет, не позволял себе болеть. Температура или инфаркт – никаких больниц – уколы, и сразу же концерт.
«Может быть, поэтому он и ушел рано из жизни. Ведь он ушел, я не знаю, известно вам это или нет, он ушел на съемках в Останкино, посвященных дню Советской армии. И прямо во время этих съемок ему стало плохо, и буквально в течении десяти минут»,
– говорит Игорь Корхов.
Даже сейчас музыканты вспоминают маэстро, который на концерте мог одновременно управлять – и коллективом, и залом.