Немецкий композитор Роберт Александр Шуман (Robert Alexander Schumann) родился в городе Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 г. в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана.
С семи лет он начал брать уроки фортепиано у местного органиста, импровизировал, сочинял пьесы. На двенадцатом году своей жизни он написал первое крупное произведение — 150‑й псалом для хора и оркестра, хотя в то время еще не имел ни малейшего понятия о теории композиции.
Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упорную борьбу за право следовать своему призванию. Однако в 1828 г., в угоду матери и опекуну, он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в университет Гейдельберга.
В 1830 г. Шуман получил у матери разрешение полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Фридриха Вика и композиции – у Генриха Дорна.
Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и мысль о профессиональной карьере пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.
Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 г. основать одно из самых влиятельных музыкальных периодических изданий – “Новый музыкальный журнал”, который в течение нескольких лет редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Шуман назвал “Давидсбундом” (по имени библейского царя‑песнопевца, победившего филистимлян).
Шумана можно считать «крестным отцом» Иоганнеса Брамса. Будучи главным редактором «Новой музыкальной газеты» и уважаемым музыкальным критиком, он очень лестно отозвался о таланте молодого Брамса, называя его гением. Тем самым он впервые обратил на начинающего композитора внимание широкой публики.
1840 г. стал переломным в жизни Шумана. Лейпцигский университет присвоил ему звание доктора философии, а 12 сентября 1840 г. Шуман женился на дочери своего учителя – выдающейся пианистке Кларе Вик. В этот период им были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен). У супругов родились восемь детей.
С 1843 г. Шуман некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы фортепьяно, композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в том числе в 1844 г. в Россию). С 1844 г. жил в Дрездене. В этот период у него в первый раз проявились признаки душевной болезни. Нервы композитора совсем расстроились вследствие умственного перенапряжения.
Только в 1846 г. он почувствовал себя настолько поправившимся, что был в состоянии снова сочинять.
С 1850 г. Роберт Шуман жил в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. Однако в 1854 г. после обострения душевной болезни Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856 г.
Роберт Шуман вошел в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства музыкального языка, он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой – жизнь “вовне” – связи и контрасты явлений, образующие “драматургию” жизни. Отсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией.
Большая часть фортепьянных произведений Шумана – циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и “портретного” жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию.
Среди лучших сочинений композитора ‑ фортепианные циклы “Бабочки” (1831), “Карнавал” (1835), “Фантастические пьесы” (1837), “Новеллетты” (1838), “Симфонические этюды” (1837), “Детские сцены” (1838), “Альбом для юношества” (1848), “Крейслериана” (1838) и др. Значительны по художественным достоинствам его 4 симфонии, фортепианный, скрипичный и виолончельный концерты. Песенные циклы – “Любовь поэта”, “Любовь и жизнь женщины”, “Круг песен” (все – 1840) – отличаются разнообразием чувств и настроений.