Николай Андреевич Римский-Корсаков не готовил себя к музыкальной карьере. В его семье приветствовались более «серьёзные» занятия.
Поэтому Николай пошёл по стопам своего дяди-адмирала: поступил в Морское училище, по окончании которого гардемарин Римский-Корсаков в составе экспедиции русского флота 1863–1864 годов плавал к берегам Северной Америки.
Так называемая Американская экспедиция русского флота стала одной из ярких и интересных страниц в истории взаимоотношений двух стран, присутствие российских офицеров обеспечило значительную поддержку северных штатов Америки и их победу в Гражданской войне, последующее создание государства США.
Карьера морского офицера складывалась удачно.
Тем не менее, скрытая до поры тяга к музыке всё настойчивее стала напоминать о себе. Ранняя одарённость маленького Коли была очевидной. Как вспоминает сам Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни. 1844–1906»:
«Ещё мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трёх или четырёх лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепьяно…
Лет шести меня начали учить игре на фортепьяно. Взялась за это старая старушка, некто Екатерина Николаевна Унковская, соседка наша… я играл у неё гаммы, лёгкие экзерсисы и какие-то пьески».
Решающую роль в его музыкальном воспитании и образовании сыграл Фёдор Канилле; он же познакомит Римского-Корсакова с Милием Балакиревым, который сразу же принял талантливого юношу в свой кружок «Могучая кучка», оказавший решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора.
Кроме них в то время в кружок входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Как пишет автор в «Летописи»:
«Я сразу погрузился в какой-то новый, неведомый мне мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде только слышал, вращаясь между дилетантами товарищами. Это было действительно сильное впечатление».
Полноценная творческая среда стала тем необходимым «бродильным» элементом, который дал невероятный выход накопившейся творческой энергии Римского-Корсакова.
Великий русский композитор оставил после себя богатое творческое наследие, которое включает пятнадцать опер, три симфонии, ряд оркестровых сочинений, романсы. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, книги и статьи по различным вопросам музыкального искусства.
Параллельно с этим композитор осознал необходимость осмысления теоретических основ музыкального творчества,
«стал мало-помалу расширять круг своих исследований и заходить в область эстетики и философии. Этот период его жизни сделался, таким образом, периодом исканий, исследований и утверждения путей искусства вообще и музыкального искусства в частности»,
– написано в книге «Музыкальные статьи и заметки. (1869–1907)».
Чуждый косности и шовинизма, впечатлительный, стремящийся расшириться без опасения утратить индивидуальность или национальную самобытность, он же был первым и единственным из прежнего балакиревского кружка, показавшим дорогу и в сторону Вагнера, охотно вводя в свои новые произведения некоторые из внешних вагнеровских приёмов, казавшихся ему ценными.
На нём как бы лежала ответственность за будущее русской музыки.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам различных изданий