
Стоит приглядеться и понять, и признать, что в театральной истории мира не так много крупных знаменитых артистов, имена которых прочно связаны с крупными знаменитыми театрами.
До сих пор мегазвёзды, как правило, знамениты сами по себе, не служат в репертуарных театрах. В этом, наверное, была и есть причина. Да и репертуарный театр как таковой, если искать его, то обнаруживался он чаще в России, в Советском Союзе, в общем, у нас.
У нас были и есть такие артисты, которые не то чтобы служили, но главное – они составили славу своего театра, где и выступали, может, только несколько лет.
В ряду имён тех, кто составил славу Большого театра, – Михаил Леонидович Лавровский.
Михаил Лавровский родился 29 октября 1941 года в Тбилиси. Его мать Елена Чикваидзе была известной балериной, отец Леонид Лавровский в течение почти 20 лет был главным балетмейстером Большого театра.
За исполнение роли Спартака в одноименном балете в 1970 году Лавровский был удостоен Ленинской премии. А несколько лет спустя артистический дар танцовщика был отмечен Государственной премией СССР.
Покинув сцену, Михаил Лавровский с балетом не расстался. В Большом театре, где некогда был и солистом, и хореографом, теперь ведет классы как педагог-репетитор.
«Ученикам своим говорю, что копия, какой бы не была хорошей, это повторение. Подлинник, индивидуальность и личность всегда интересны во всем, мне лично, поэтому они должны найти свое лицо»,
— отмечает народный артист СССР Михаил Лавровский.
«Танцовщик виртуозной техники, огромного обаяния и необузданного темперамента»,
— сам Григорович так отзывался о Лавровском. Он исполнял главные партии в «Дон Кихоте», «Лебедином озере», «Спящей красавице». Каждую не просто танцевал — проживал будто свою историю.
«Он был развит как танцовщик настолько мощно, что у него были все средства выразительности в танце, который я могла бы себе только представить»,
— говорит народная артистка СССР Людмила Семеняка.
Когда Михаила Лавровского спрашивают о любимых персонажах, он не задумываясь называет Альберта в «Жизели» Адана и Спартака в одноименном балете Хачатуряна. По его словам, это было самое точное попадание в образы.
Партия легендарного вождя рабов стала визитной карточкой Лавровского. В 1970-м за эту роль он получил Ленинскую премию.
«Лавровский от природы обладает такими жестковатыми мышцами, которые очень подходили для этого спектакля. Он шел вторым исполнителем — за Васильевым. Однако физическая выдержка у него была лучше»,
— подчеркивает заслуженный артист России Валерий Лагунов.
В 1978-м случился поворот в судьбе. Лавровский становится балетмейстером. На его счету немало хореографических фантазий: будь-то трагедия Вацлава Нижинского, приключения Казановы или один из первых отечественных джаз-балетов «Порги и Бесс».
«Чтобы создать свой язык, надо работать каждый день, каждый день ставить, тогда у вас выработается свой почерк — каким языком вы говорите со зрителем. Вы берете Толстого, Достоевского, Гюго и передаете это произведение, как вы это чувствуете»,
— говорит народный артист СССР Михаил Лавровский.
Сейчас Михаил Лавровский увлечен синтетическими постановками — на стыке пластики, вокала и драмы. Мечтает поставить пьесу Жана Ануя «Жаворонок» и устроить весной вечер своих балетов на сцене Большого.