Стоит приглядеться и понять, и признать, что в театральной истории мира не так много крупных знаменитых артистов, имена которых прочно связаны с крупными знаменитыми театрами.
До сих пор мегазвёзды, как правило, знамениты сами по себе, не служат в репертуарных театрах. В этом, наверное, была и есть причина. Да и репертуарный театр как таковой, если искать его, то обнаруживался он чаще в России, в Советском Союзе, в общем, у нас.
У нас были и есть такие артисты, которые не то чтобы служили, но главное – они составили славу своего театра, где и выступали, может, только несколько лет.
В ряду имён тех, кто составил славу Большого театра, – Михаил Леонидович Лавровский.
Михаил Лавровский родился 29 октября 1941 года в Тбилиси. Его мать Елена Чикваидзе была известной балериной, отец Леонид Лавровский в течение почти 20 лет был главным балетмейстером Большого театра.
За исполнение роли Спартака в одноименном балете в 1970 году Лавровский был удостоен Ленинской премии. А несколько лет спустя артистический дар танцовщика был отмечен Государственной премией СССР.
Покинув сцену, Михаил Лавровский с балетом не расстался. В Большом театре, где некогда был и солистом, и хореографом, теперь ведет классы как педагог-репетитор.
“Ученикам своим говорю, что копия, какой бы не была хорошей, это повторение. Подлинник, индивидуальность и личность всегда интересны во всем, мне лично, поэтому они должны найти свое лицо”,
– отмечает народный артист СССР Михаил Лавровский.
“Танцовщик виртуозной техники, огромного обаяния и необузданного темперамента”,
– сам Григорович так отзывался о Лавровском. Он исполнял главные партии в “Дон Кихоте”, “Лебедином озере”, “Спящей красавице”. Каждую не просто танцевал – проживал будто свою историю.
“Он был развит как танцовщик настолько мощно, что у него были все средства выразительности в танце, который я могла бы себе только представить”,
– говорит народная артистка СССР Людмила Семеняка.
Когда Михаила Лавровского спрашивают о любимых персонажах, он не задумываясь называет Альберта в “Жизели” Адана и Спартака в одноименном балете Хачатуряна. По его словам, это было самое точное попадание в образы.
Партия легендарного вождя рабов стала визитной карточкой Лавровского. В 1970-м за эту роль он получил Ленинскую премию.
“Лавровский от природы обладает такими жестковатыми мышцами, которые очень подходили для этого спектакля. Он шел вторым исполнителем – за Васильевым. Однако физическая выдержка у него была лучше”,
– подчеркивает заслуженный артист России Валерий Лагунов.
В 1978-м случился поворот в судьбе. Лавровский становится балетмейстером. На его счету немало хореографических фантазий: будь-то трагедия Вацлава Нижинского, приключения Казановы или один из первых отечественных джаз-балетов “Порги и Бесс”.
“Чтобы создать свой язык, надо работать каждый день, каждый день ставить, тогда у вас выработается свой почерк – каким языком вы говорите со зрителем. Вы берете Толстого, Достоевского, Гюго и передаете это произведение, как вы это чувствуете”,
– говорит народный артист СССР Михаил Лавровский.
Сейчас Михаил Лавровский увлечен синтетическими постановками – на стыке пластики, вокала и драмы. Мечтает поставить пьесу Жана Ануя “Жаворонок” и устроить весной вечер своих балетов на сцене Большого.
Светлана Астрецова, Новости культуры