Сэр Джон Элиот Гардинер, хор Монтеверди и ансамбль «Английские барочные солисты» в Москве.
Мода на музыку барокко уже несколько лет занимает большое место на музыкальных сценах мира. К этой музыке обращаются дирижеры, вокалисты и инструменталисты, вводя в свой репертуар все новые произведения композиторов эпохи барокко, более или менее известные, с большей или меньшей степенью профессионализма и проникновения в сложный мир этой эпохи.
Я люблю музыку барокко как часть причудливого и драматичного мира, в котором блеск и роскошь соседствовали с духовным напряжением, а религиозное искусство принимало чувственные формы. Достаточно представить себе интерьер барочного собора, чтобы понять эклектичность искусства барокко, ошеломляющего по своим масштабам и временами трагичного в своем пафосе.
Мой опыт восприятия барочной музыки достаточно разнообразен, я слышала многих исполнителей, которым удавалось передать те или иные аспекты сочинений барочных композиторов. Их имена известны, но творчество знакомо широкой публике поверхностно, в основном, по нескольким фрагментам, ставшими популярными.
И вот у меня появилась возможность погрузиться в мир барочной музыки, воссозданный Джоном Элиотом Гардинером, легендарным дирижером, посвятившим изучению и воспроизведению музыки барокко практически всю свою творческую жизнь. 26 сентября в первый раз в России, в концертном зале «Зарядье», состоялся концерт этого великого музыканта, одного из основоположников «аутентичного» исполнения. На сцену вышел созданный им в 1964 году хор Монтеверди и оркестр «Английские барочные солисты», основанный в 1978 году.
В это время идея аутентичного исполнения старинной музыки была еще совсем новой, и Джон Элиот Гардинер воплотил в жизнь свою идею о том, что современные инструменты не могут во всей полноте раскрыть музыку барочных мастеров. В результате на сцене музыканты играют на китарроне, контрабасе, арфе, виоле да гамба и клавесине, что создает совершенно иную музыкальную атмосферу, нежели это происходит даже в случае прекрасного камерного оркестра наших дней.
На московском концерте прозвучали 4 сочинения — Месса для четырехголосного хора Клаудио Монтеверди, Оратория «Иеффай» Джакомо Кариссими, хоры Пёрселла и Stabat Mater Доменико Скарлатти. Признавая великолепие всех этих сочинений и блестящее исполнение, позволю себе остановиться на «Иеффае», который произвел на меня самое сильное впечатление. В его основу легла одна из самых трагических библейских историй о военачальнике Иеффае, который дал обет Господу, что, в случае победы, принесет в жертву первого, кто его встретит.
По несчастной случайности первой ему навстречу вышло единственная дочь, с радостными песнями в честь победы. Узнав о своей участи, она попросила отца отпустить ее перед смертью на два месяца в горы, где она с подругами оплакивала свою судьбу. Музыка передает все контрасты судьбы героини, от радостного ликования до горького отчаяния.
Сам композитор в сопроводительном слове писал:
«Можно поклясться, что ты действительно слышишь всхлипы и стоны плачущих».
Когда я слушала «Иеффая», у меня возникало ощущение сопереживания с трагической судьбой девушки, не знавшей мужа, не имевшей детей, обреченной на смерть, вынужденной принять свой рок. Такое переживание может возникнуть только при идеальном слиянии музыки и ее исполнителей, оно свидетельствует о высшем уровне мастерства, которое преодолевает границы музыкальных условностей, становясь выразителем человеческих чувств.
Stabat Mater Скарлатти – сочинение известное, музыка многоплановая, необычные сочетания голосов в хоре создают богатство нюансов. Иногда это многоголосье создает ощущение плача иногда – колыбельной, а в конце – ликования от стремления души «вкусить славу рая».
В течение всего концерта, несмотря на силу музыкальных впечатлений, я не могла оторвать глаз от дирижера – Джон Элиот Гардинер творил волшебство! Внешне он идеальный английский джентльмен, которого можно представить, читая английские романы 19 века. Его пластика и мимика (которые я могла оценить, поскольку сидела очень близко) не просто направляли музыку, они были его частью. В этот вечер я испытала истинное музыкальное счастье, которое приходит, как любовь, и становится частью нашего внутреннего мира. За свою жизнь я испытывала это ощущение несколько раз, и очень благодарна исполнителям, которые, вдохнув жизнь со всеми ее страстями в старинную музыку, за то, что вновь заставили пережить ни с чем не сравнимое ощущение величия и красоты этого искусства.
После концерта состоялось еще одно событие – автограф-сессия сэра Джона Элиота Гардинера, причем автографы можно было получить на его книге «Музыка в небесном Граде» о творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Спасибо организаторам концерта, которые дали возможность купить эту книгу перед автограф-сессией. Гардинер выпустил ее в 2013, в год своего 70-летия. Не удержавшись, я принесла домой эту объемную (930 страниц) книгу и начала просматривать. Она настолько увлекательно написана, что я заставила себя отложить ее до новогодних каникул, чтобы не забыть о текущих делах и обязанностях. Это еще раз подтверждает мою идею, что в освоении музыки важна не только эмоция, но интеллект.
Такого рода примером была для меня блестящая книга британского тенора Йена Бостриджа о «Зимнем пути» Шуберта, а теперь к этому симбиозу эмоции и рефлексии добавилась книга о Бахе. Я рада, что могу поделиться с читателями «Миров Орфея» своими впечатлениями и надеюсь, вас заинтересуют эти прекрасные исполнители, которых можно слушать в многочисленных записях. Еще раз – БРАВИССИМО, сэр Джон Элиот Гардинер, Хор Монтеверди и оркестр «Английские барочные солисты»!
Екатерина Шапинская, “Миры Орфея”