В Рахманиновском зале консерватории состоялся концерт нового направления «CEAM Voices: эффект присутствия». Написать о нем стало творческим заданием для участников проекта «Журналистские читки».
Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) – подразделение Московской консерватории, которое курирует программу событий в новом арт-пространстве «Артемьев». Совсем недавно ЦЭАМ объявил о запуске нового направления – CEAM Voices, в котором главную роль будут играть программы ансамбля experimentum под руководством Цырен-Дулмы Болотовой.
Ансамбль в сопровождении мультимедийной аппаратуры ЦЭАМ творил на сцене невообразимые вещи. Вздохи, крики, рычания в электронной обработке и с красочными световыми эффектами поразили. В анонсе программы было заявлено, что все пьесы – про состояния разбитости и тревожности. Про гнев и бессилие. Про борьбу с непростыми обстоятельствами. Помогает ли на самом деле такая музыка пережить тяжелый душевный кризис?
Каждая композиция, исполненная на вечере, пропитана невероятной болью и страданием. В первом номере – Paradiso Кшиштофа Волека – затрагивается тема отношения к человеческой жизни в современном обществе. Стройное многоголосие прерывалось то шепотом, то резкими вскрикиваниями высокого женского голоса. В режиме реального времени звукорежиссеры записывали фрагменты звучания хора, а затем запускали их уже в преобразованных вариантах.
Так как обработанная версия вокальной партии доносилась из разных точек зала, создавался эффект эха, который выражался не только акустически, но и визуально. На экране дублировалось все происходящее на сцене, но с небольшим запозданием. После исполнения первого номера хор справлялся без помощи дирижера, демонстрируя высокий уровень профессионализма. Цырен-Дулма Болотова управляла коллективом изнутри, одновременно исполняя свою партию.
Порой записанные фрагменты живых голосов полностью заменяли исполнителей, как это было в произведении Наташи Барретт Altered States (российская премьера). Две пьесы «Измененных состояний» изображают природу, которая защищает себя от недопустимых вмешательств человека. Звуки ветра и пение птиц были безупречно сымитированы хором, после чего варьировались с помощью электронной обработки до конца произведения.
Помимо хоровых и ансамблевых номеров, в программу концерта было включено произведение с сольной партией. Это пьеса Кристиана Киньонеса My Voice Is a Broken Chorus. Здесь большую роль сыграла игра света, она словно дополняла идею автора. Во время исполнения первой части, которая звучала очень жестко и резко, зал был подсвечен в ярко-красный цвет, но с наступлением лирической сферы все вокруг приобрело более холодные и спокойные тона.
Солистка Тамара Котоменкова удивила исключительными актерскими данными. Она в полной мере смогла передать внутреннюю боль, безнадежность и отчаяние. Это выражалось и в жестах, и в мимике лица. Голос исполнительницы терялся в пространстве, полностью сливаясь с волнами электронного звука.
«Вишенкой на торте» стала мировая премьера пьесы Антона Светличного «Поле». В основе произведения лежит подлинная песня донских казаков. Соединение народной музыки с элементами электроники – достаточно смелый эксперимент, но он того стоил.
Возвращаясь к вопросу, способствует ли подобная музыка борьбе с тяжелыми душевными состояниями, мой ответ будет отрицательным. Она скорее помогает переживать эти эмоции и символизирует победу над ними. Находясь в одиночестве, сложнее справляться с тревожными настроениями.
Музыка вечера представлена как способ объединения людей, у которых могут быть похожие чувства и ощущения. Это то самое проживание чувств через искусство: оно заставляет сублимировать их, не загоняя в одиночество. А это очень важно в наше непростое время.
Елизавета Сафронова