XVI Международный конкурс имени Чайковского завершается.
Сегодня вечером станут известны имена лауреатов по всем специальностям.
В номинации «Cкрипка» золотая медаль и первая премия не присуждались с 2011 года. В этом году, по мнению экспертов, конкурсанты очень сильны.
За кулисами ‒ скрипачка из Соединенных Штатов Америки Маюми Канагава. Чтобы справиться со стрессом, делает дыхательную гимнастику и упражнения на растяжку. Вместо тренажеров и утяжелителей скрипка XVII века итальянского мастера Гварнери.
Когда физзарядка не помогает снять напряжение, на помощь приходит маэстро Юрий Симонов.
Маюми Канагава на скрипке играет с 4 лет, сейчас она ‒ студентка Берлинской высшей школы музыки. Выигрывала международные скрипичные конкурсы в Вильнюсе и Сан-Франциско. На Конкурсе Чайковского впервые, это ее дебют в Москве.
Она отметила:
«Финал ‒ это нечто особенное. Там такая сцена, что когда ты выходишь и смотришь в зал, то одновременно видишь лица всех зрителей и всех членов жюри. Я не знаю, какие у всех эмоции, но мне показалось жюри было настроено достаточно нейтрально».
Среди соперников Маюми ‒ Марк Бушков, преподаватель в Королевской консерватории в Бельгии, обладатель премии London Music Masters.
Конкурс имени Чайковского: лауреаты по специальности “скрипка”
Айлен Притчин на конкурсе представляет Россию. Решение участвовать принял, говорит, в последний момент, имея запланированные концерты. Специально для выступления на конкурсе ему предоставили скрипку Гваданини. Он поделился:
«Вся подготовка была на ходу между концертами, я рад, что все не так плохо».
Выступления финалистов строго регламентированы. В третьем туре у них есть один час пятнадцать минут, чтобы, выступая с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, покорить публику.
Концертный зал имени Чайковского рассчитан на полторы тысячи мест. Здесь, в патере, сидят члены жюри. По условиям нынешнего конкурса, каждый из них должен был присутствовать на всех этапах смотра.
Слушая выступления конкурсантов народный артист Советского Союза Виктор Третьяков вспоминает свой Конкурс Чайковского 1966 года, где он, тогда 19-летний скрипач, победил. Он рассказал:
«Помню, когда я начинал играть на первом туре Адажио Баха, то вместо длинной ноты, задрожала рука. Я буквально в течение нескольких секунд сумел взять себя в руки, и затем все пошло нормально».
В программе третьего тура ‒ два произведения: Концерт для скрипки с оркестром Чайковского и сочинение Моцарта. Эти произведения разных стилей и эпох член жюри Сергей Крылов называет рентгеном для исполнителей.
«Уже по первым нотам понимаешь, как человек мыслит, чувствует, играет».
В третьем туре ‒ три дня прослушиваний, после которых жюри вынесет свой вердикт. И главная интрига ‒ будет ли на этом конкурсе первая премия, которую не вручали уже несколько лет.
Лидия Алёшина, Новости культуры