Глава знаменитого фестиваля и Академии молодых музыкантов в Вербье (Швейцария), музыкальный продюсер Мартин Энгстрем возглавляет на XVI Конкурсе Чайковского жюри по специальности “скрипка”.
Он не раз судил авторитетные международные состязания: конкурсы имени Паганини в Генуе, Клары Хаскил в Веве (Швейцария), А. Рубинштейна в Тель-Авиве.
В жюри “Чайковского” он впервые появился по приглашению Валерия Гергиева в 2011 году: на XIV конкурсе оценивал скрипачей, на XV – пианистов.
О своей работе в жюри, о том, почему скрипичные гении не рождаются каждые четыре года, Мартин Энгстрем рассказал “Российской газете”.
— Вы впервые председательствуете в жюри Конкурса Чайковского. В этом статусе у вас дополнительные возможности?
— Мы отбирали нашу команду членов скрипичного жюри вместе с Валерием Гергиевым. В финале конкурса у председателя есть право решающего голоса в отношении первой премии. Он также имеет полномочия в разрешении споров, если бы они возникали.
Ну, а нам, конечно же, этого не потребовалось, ведь все мы – хорошие друзья (смеется)…
— Какие у вас общие впечатления от уровня нынешнего скрипичного конкурса на “Чайковском”?
— По сравнению с двумя предыдущими – XIV и XV конкурсами, уровень скрипачей значительно вырос. Он не такой высокий, как у пианистов, но все-таки позволит определить победителя.
Так сложилось, что на данном этапе времени образовался, если можно так выразиться, некий “пробел” – отсутствует целое поколение молодых талантливых скрипачей. Это касается не только России, такая ситуация сложилась сейчас во всем мире.
Иштван Вардаи: “Выиграет тот, кто будет продолжать учиться до конца жизни”
Могу назвать Даниэля Лозаковича, – он делает сейчас блестящую карьеру. А вот скрипачей такого уровня, как Лиза Батиашвили, Янин Янсен, Юлия Фишер, пока не появилось.
Большинство крупных международных скрипичных состязаний сейчас не вручают первую премию, – нет достаточно хороших претендентов. Поэтому я рад отметить, что уровень нынешних участников высок, и скажу, что первая премия будет обязательно! Это очень важно.
— В прошлом году вы презентовали Вербье-фестиваль в России, в этом – открываете фестивали в Грузии и Прибалтике. Маленькая горная деревушка прославилась на весь мир?
— Наверное, так и есть. Благодаря успеху фестиваля в Вербье – в прошлом году мы отметили 25-летний юбилей, меня пригласили в качестве артистического директора в Грузию и Латвию. Я стал интересен творческим людям.
— Вам удается соединять на своем фестивале музыкантов планеты. В чем секрет умения налаживать контакты?
— Думаю, причина тому – моя уверенность в себе. Музыканты доверяют мне, потому что знают, – со мной они не окажутся в какой-то странной или неразрешимой ситуации. Многих артистов я знаю очень давно, некоторых – 40-50 лет (со времен моего тинейджерства), и за эти годы мы стали хорошими друзьями.
Хочу добавить, мне всегда были интересны разные жанры концертных выступлений. Обожаю камерную музыку. Составлять неожиданные, необычные комбинации из музыкантов – для меня всегда было чем-то вроде захватывающей игры. Но это – не всегда просто дается.
— Перед вами в течение всей жизни – плеяда крупнейших талантов. Кто из великих музыкантов вызывает самое большое восхищение?
— Мой главный фаворит – Михаил Плетнев. Очень люблю его игру; его манера исполнения никогда не приедается. То, как он как создает музыку и как разговаривает со мной посредством рояля, – могу слушать от рассвета до заката!
Пианисты продолжают выступления в финале Конкурса Чайковского
— Создавая фестиваль в Вербье, вы сами успешно инициировали новый тип “культурно-ориентированного туриста”. Что нужно делать для того, чтобы и в России таких путешественников появлялось больше?
— Это должны быть места, идеальные для проведения отдыха. Вот, например, деревушка Вербье находится в горах. Это место, как остров. Там всего лишь два пути – наверх и вниз. На французском это звучит как cul de sac – тупик (смеется). Все, кто туда попадают, хотят остаться. Случайных людей у нас нет. Все мы – уже как семья.
Например, вы идете в супермаркет – и встречаете там Раду Лупу. Или в горах, на фуникулере – Мишу Плетнева!
— Конкурс Чайковского уже в третий раз проходит руководством Валерия Гергиева. Он же с прошлого года руководит у вас Большим фестивальным оркестром в Вербье. Чему учитесь у него?
— Многому учусь, по большей части – философским вещам. Восхищаюсь его великодушием и благородством. Он любит музыку, любит людей, любит делиться. Он открыл мне, что временные границы не существуют. Время для него – нечто иное, чем для остальных людей. Он столько успевает, столько всего решает, – иногда всего за один день. Бывает, очень занят, но никогда не видел его в стрессовом состоянии.
Михаил Плетнев: “У Бетховена я бы спросил, как нужно играть его музыку”
Дружба, как и доверие к людям, которые его окружают, имеют для него большое значение. Мы – одногодки. Дружим около 20 лет, но до сих пор я его до конца не постиг; продолжаю открывать в нем что-то новое каждый день.
— Не планируете гастроли вашего Молодежного фестивального оркестра в Москве?
— Я бы с большим удовольствием сделал что-то вроде мини-фестиваля Вербье в Москве. Есть много артистов, которые здесь не выступают: это Григорий Соколов, Марта Аргерих… Я бы с удовольствием привез их! Надеюсь, однажды получится.
Справка
Мартин Энгстрем, основатель и худрук фестиваля и Академии молодых музыкантов в Вербье. В 2000 году создал Фестивальный оркестр Вербье с дирижером Джеймсом Ливайном, в который вошли 110 молодых музыкантов из разных стран.
Работал с выдающими музыкантами: Анне-Софи Муттер, Пьер Булез, Клаудио Аббадо, Маурицио Поллини, Анна Нетребко, Ланг Ланг, Юнди Ли, Хелен Гримо, Илья Грингольц, Хилари Хан и Эса-Пекка Салонен.
Татьяна Эсаулова, Российская газета