В московском концертном зале Зарядье Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского представил программу, включающую наиболее знаковые симфонические произведения Александра Скрябина.
Крупнейшие оркестровые опусы композитора – «Поэму экстаза» и «Божественную симфонию», ставшие квинтэссенцией идей композитора по созданию совершенно особой звуковой вселенной, дополнил романтический Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор.
Возглавляя с 2010 года Госоркестр Татарстана, Александр Сладковский и руководимый им коллектив давно зарекомендовали себя как симфонический оркестр экстра-класса, подтверждением чему стали впечатляющие антологии концертных программ и записей Малера, Брукнера, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича. А также – исполнения Р. Штрауса, Холста, Прокофьева, записи собрания сочинений современных татарских композиторов.
Симфоническое наследие Скрябина не столь масштабно, как у многих его современников, но его самобытность давно вдохновляла Александра Сладковского на создание разных программ. И если компактная «Поэма экстаза» уже входила в репертуар юбилейного 50-го сезона оркестра в сочетании с произведениями Рахманинова, то к крупнейшей симфонической партитуре Скрябина – «Божественной поэме» – оркестр обратился впервые.
Важным шагом дирижёра на пути к погружению в эту своеобразную скрябинскую концепцию стало его участие в проекте телеканала «Культура» в 2021 году к 150-летию Скрябина, когда Сладковский дирижировал Российским национальным оркестром в телеверсии «Божественной поэмы». И, как потом признавался в интервью, с тех пор его не оставляли замыслы обратиться к этой космической музыкальной концепции Скрябина со своим «родным» Госоркестром Татарстана.
Столь постепенное освоение симфонического наследия композитора связан с уникальностью его музыки, которая воплощает не столько звуковые, сколько философские музыкальные миры.
Открывшая вечер «Поэма экстаза» словно иллюстрировала этот путь познания: от стремления расширить горизонт, до понимания бесконечности вселенной, грандиозность которой живописует итоговый апофеоз. Вслед за начальными переборами арфы и краткими соло скрипки, флейты и кларнета, важнейшая тема кристаллизуется у трубы. Соло Дениса Петрова звучали уверенно и ярко, становясь будто пружиной для череды динамических волн, каждая из которых завершалась все более и более мощными кульминациями. Под стать первой трубе мощно и чисто были сыграны кульминации тромбонов и звучные ансамбли валторн.
За говорящей паузой, в которой зал буквально замер, последовала кода, впечатляющая тем накалом и страстью, которыми оркестр под управлением Сладковского неизменно покоряет слушателей. Эффекту величественности и безграничности звучаний способствовало и вступление органа, большую сольную партию на котором исполнила Евгения Кривицкая.
После такого мощного начала выход пианиста, казалось, требовал невероятной мобилизации или же перевода повествования в совершенно иной ракурс, что и произошло. Кирилл Роговой солировал в фортепианном концерте Скрябина, единственном образце концертного жанра у композитора, вобравшем множество символов музыкального романтизма: от «говорящей» тональности (в которой написан и Первый концерт Рахманинова), до множества мелодических оборотов, отсылающих к стилистике Шопена и Чайковского.
Но при всей ясности музыкального языка и прозрачности фактуры (состав оркестра по-классицистски не велик), этот концерт содержит множество подводных камней, из-за которых этот красивейший опус довольно редко исполняется. Кириллу Роговому удалось с легкостью и артистизмом преодолеть все сложности и создать одухотворённые картины эмоционально насыщенной лирики.
При том культе виртуозности, который уже давно царит в сольном исполнительстве, особенно долгожданно появление таких артистов, которым подвластно воплощение богатой палитры лирических образов, способных удивлять не только техническим совершенством (хотя и этого в исполнении Кирилла Рогового было немало), умеющих создавать прекрасные, поэтические образы. Недаром этот юный 18-летний пианист, воспитанник Центральной музыкальной школы (класс Наталии Трулль, чья эстетика, несомненно, чувствуется во вдумчивом подходе к исполнительству) является обладателем наград многих международных конкурсов, а победа на Grand Piano Competition в 2024-м году предоставила молодому пианисту возможность выступать с таким статусным коллективом, как Госоркестр Татарстана.
Уже сегодня имя Кирилла Рогового есть в афишах московской и петербургской филармоний, Зарядья и Мариинского концертных залов, так что, можно не сомневаться, продолжая столь же интенсивный артистический рост, как и сейчас, пианист достигнет больших высот.
В скрябинском концерте были прекрасны и первая часть, с её сложными фактурами, и серединная тема с вариациями, в которой пианист вдохновенно нарисовал целую галерею контрастных образов: от нежной «шопеновской» лирики до скорбной сарабанды. Контрасты были свойственны и финалу, который помимо быстрой череды ярких картин сложен еще и множеством ансамблей с солирующими инструментами оркестра.
Демонстрируя всю палитру техники, от плотных аккордов и виртуозных пассажей, до экспрессивного легато в выразительно исполненной рапсодии-каденции, Кирилл Роговой в органичном ансамбле с оркестром под управлением Александра Сладковского достигли жизнеутверждающего апофеоза в коде.
Говоря о премьерном для Госоркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского обращении к самой внушительной симфонической партитуре Александра Скрябина – «Божественной поэме», можно однозначно утверждать, что многочисленные ожидания поклонников оправдались. Эта грандиозная и по продолжительности, и по составу оркестра партитура хоть и имеет композиторское разделение на три части, но они исполняются без перерыва. Все части связаны единым тематизмом, вытекающим из начальной императивной темы вступления, высекаемой многоголосым ансамблем духовых. Драматургия симфонии обусловлена её программой, близкой к концепциям Вагнера и Ницше, и сжато отражённой в названиях частей: «Борения», «Наслаждения», «Божественная игра».
Воплощая в музыке творческие искания, образы человека-бога, высшие силы вселенной, Скрябин использовал все имеющиеся в арсенале симфонической музыки выразительные средства. И Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского продемонстрировал и свои фирменные мощные нарастания с кульминациями, от которых захватывало дух; и впечатляющее звучание каждого соло и ансамбля, от начальной лирики первой части, возвышенного пантеизма второй, до лирического апофеоза финала.
Мощная кода с космическими унисонами медных духовых и просто неземным тремоло литавр вызвали настоящий шквал аплодисментов, и овации духовикам и ударникам, каждый из которых был приглашен дирижёром на отдельные поклоны.
Недаром Сладковский замечал в интервью:
«Духовики для меня – на вес золота, я с них пылинки сдуваю! Они же годами сыгрываются, как отличная футбольная команда. И если один человек выбывает – это словно клавишу на рояле вырвать».
Дирижёр создал такую команду, такой коллектив единомышленников и классных музыкантов, которому отныне подвластны и сверх сложные Вселенные Скрябина. Богатая оркестровая полифония, подлинно отразившая космические миры «Божественной поэмы», стала еще одной вершиной, покорённой Госоркестром Татарстана под управлением Александра Сладковского.
Надежда Дараган