16 и 23 мая 2019 на сцене Московского театра Новая Опера им. Е. Колобова прошли спектакли «Риголетто» и «Трубадур» Дж. Верди.
В партии Риголетто и графа ди Луна мы услышали солиста Немецкого театра Опера на Рейне (Дюссельдорф) и Новой оперы Бориса Стаценко.
Борис Стаценко по праву считается лучшим вердиевским баритоном мира. Каждая исполненная им партия в операх Джузеппе Верди достойна отдельной статьи. Не случайно, чтобы послушать певца в них, поклонники не считаются ни со временем, ни с расстоянием.
В партии Риголетто Борис Стаценко выступает на сценах крупнейших театров мира. На российской сцене его можно было неоднократно видеть в Казани на Шаляпинском фестивале, Челябинске, Самаре. Певец говорит, что за годы карьеры он спел эту партию более 250 раз. Безусловно, это великий Риголетто. Во всяком случае, современности. Конечно, современность – понятие растяжимое, но, однозначно, до Бориса Стаценко столь глубоко этот образ раскрыть мало кому удавалось.
Работа Стаценко – блестящее актёрское слияние с ролью. Перед нами, играющий по правилам дворцовых интриг, придворный шут, который может многое себе позволить. Но вот он переходит границу. И с ужасом это осознает. Начинается поединок не только с герцогом, но и борьба с роком. Как тонко всё проживается артистом! А голос… он заполняет всё пространство зала и входит в каждого. В нём все оттенки – боль, негодование, отчаяние, нежность, гнев, скорбь…
И вновь невозможно обойти великолепие актёрского мастерства певца. С потрясающей органичностью он входит в самые разные по стилю постановки. Автору этого материала довелось неоднократно слушать певца в этой партии в Самаре и в Московском театре Новая Опера. «Риголетто» в Самаре и «Риголетто» в Новой Опере в Москве – это модерн и классика. Борис же равно убедителен в любых декорациях и костюмах.
Риголетто Стаценко в Москве – Олимп актёрского и вокального искусства. Его Риголетто, услышав и увидев раз, хочется слушать и видеть вновь и вновь. Так было и в спектакле 16 мая. Хочется привести отзыв выдающегося российского тенора, народного артиста России Александра Сибирцева:
«Это вершина мастерства –певческого, актёрского! Эталон! Зал был в восторге, в театре праздник! И коллеги хороши – прекрасно работали!»
С оценкой уважаемого Мастера невозможно не согласиться.
Прелестна, трогательна Мария Буйносова-Джильда. Певица обладает нежным стелящимся шёлком голосом и артистизмом. Великолепна Полина Шамаева: каждая партия в исполнении этой певицы-актрисы запоминается надолго. Яркая красота внешности и голоса – тёплого, безграничного меццо-сопрано – позволяют ей быть органичной в каждой исполняемой партии. В этом спектакле она несравненная Маддалена.
Хорош герцог Мантуанский Нурлана Бекмухамбетова, обладателя красивого, лирического тенора. Очень убедителен в партии и образе графа Монтероне Отар Кучулия. Благородство внешнего облика, благородный тембр голоса позволили певцу создать проникновенный трагический образ. Безупречно звучание оркестра театра под управлением замечательного Маэстро Евгения Самойлова.
23 мая в Новой опере давали «Трубадура» Дж. Верди. В афише указаны два дебюта – Бориса Стаценко в партии графа ди Луна и Елизаветы Соиной в партии Леоноры. Прежде всего, хочется поздравить Елизавету Соину с успешным дебютом в партии Леоноры. Всё получилось убедительно вокально и актёрски.
В партии Манрико приятно вновь увидеть и услышать Михаила Губского. (Автору– особо, так как Михаил Губский много лет являлся ведущим солистом Самарского академического театра Оперы и балета, на сцене которого создал яркие, незабываемые образы. Самарские поклонники всегда с радостью принимают певца и в спектаклях текущего репертуара театра).
«Трубадур» сюжетно не самая логичная, если можно так сказать, опера. Но музыка воистину прекрасна.
Сюжет приоткрывается, как известно, рассказом Фернандо. В этой партии солист Большого театра и театра Новая Опера Отар Кунчулиа. Певец обладает басом столь благородного, чарующего тембра, что с первых нот завораживает публику. Подчеркну точность внешнего воплощения образа этого опытного воина, приближенного графа. Как всегда очень убедительна Маргарита Некрасова, великолепное меццо-сопрано Новой Оперы, в партии Азучены.
В партии графа ди Луна Борис Стаценко. В Новой опере это его дебют. В то же время, певец не раз пел графа в оперных театрах многих стран. И здесь мы наглядно видим, что же такое «отрицательное обаяние». В своей книге «Борис Стаценко: оперный Олимп» я писала:
«Композиторы часто «обрекают» баритонов на исполнение партий отрицательных героев. Борис Стаценко поёт и Яго, и графа ди Луна, и Ренато. Насколько же интересен, например, у артиста образ Ренато в «Бале-маскараде»! В последней постановке Немецкой Оперы на Рейне действие перенесено в XX век – явление нередкое в современном оперном театре. Борис великолепно ведёт свою партию, а внешним обликом вполне может составить конкуренцию героям голливудских блокбастеров.»
Эти слова можно отнести и к образу графа ди Луна, хотя в Новой опере постановка при минимализме в декорациях вполне костюмная. Борис Стаценко – ди Луна и трагичен и обаятелен при всей страстной неудержимости и противоречивости его героя.
Могучий талант певца и актёра создает незабываемый образ. Что касается вокальной стороны, то этот голос может всё – он безграничен, глубок, он полётно и победно звучит, и уносит слушателей в запредельность. Браво! И благодарность! Благодарность всем замечательным солистам, хору и оркестру театра под управлением Василия Валитова. Это был настоящий праздник.
Ирина Каракозова, “Миры Орфея”