Ещё одна участница лаборатории «Оперная критика» под руководством Сергея Буланова делится своими впечатлениями о Реквиеме Верди, прозвучавшем в Москве в честь 85-летия со дня рождения Елены Образцовой.
Впервые Елена Образцова исполнила Реквием в той самой церкви Сан Марко, где еще при жизни Джузеппе Верди в 1874 году прозвучала мировая премьера этого великого произведения.
Елена Васильевна писала, что это был незабываемый вечер: Клаудио Аббадо пригласил ее спеть вместе с Миреллой Френи, Лучано Паваротти и Николаем Гяуровым.
Образцовый состав солистов и безупречная работа дирижера сотворили мистерию прямо на глазах у публики, которой было так много, что пространство церкви не могло уместить всех.
На протяжении следующих двадцати двух лет Елена Образцова потом еще много раз исполняла партию меццо-сопрано в Реквиеме, однако свершившееся тогда в Милане стало для нее лично грандиозным творческим переживанием и вошло в историю музыки.
Знаменитую заупокойную мессу Верди, 150-летие которой отмечается в этом году, в дни Страстной недели исполняли по всему миру. Исключением не стал и вечер в «Зарядье», открывший программу мероприятий к 85-летию со дня рождения Елены Образцовой.
Дирижер Константин Чудовский, впервые интерпретируя Реквием с Государственным Кремлевским оркестром и хором имени Свешникова, буквально освободил физическое пространство концертного зала от мирской суеты: он открыл Introit Requiem aeternam едва слышным пианиссимо, создавая атмосферу искренности, исповедальной скорби по неминуемой конечности жизни.
Квартет солистов в Kyrie начинает тенор Игорь Морозов, который продемонстрировал важнейшее для этой музыки мастерство, отмеченное самим композитором: вокалистам следует освободиться от поверхностной оперной театральности и стремиться к стилю высокой духовной музыки.
Благодаря мастерской фразировке и интонационной точности тенору удалось реализовать как вокальное, так и драматическое начало. Закольцовывает эту часть произведения партия меццо-сопрано, определяющая идейный замысел шедевра Верди.
Юлия Меннибаева поразила органичной мощью и силой звучания: в ее голосе нет, как это иногда бывает у других певиц, нарочитого напряжения и «выжимания» звука.
Известную тему Dies irae, не раз повторяющуюся на протяжении всего сочинения, оркестр обрушил настоящим шквалом на фортиссимо, сменяя прежний трепет на терзающий ужас перед часом Страшного суда.
Бас Сергей Севастьянов в Tuba mirum своим голосом смог воплотить эмоциональное развитие: от надежды на утешение до прямого обращения к смерти, когда слово mors («кончина, гибель») звучит трижды. Liber Scriptum – одна из знаковых арий, написанных для меццо, и Юлия Меннибаева справилась с ней безупречно.
Она заполнила зал густым, насыщенным звуком, в котором можно было отчасти расслышать манеру Елены Образцовой. Это стало своеобразным мистическим переживанием вечера – казалось, будто земное и божественное воспевалось на сцене ими обеими.
История успеха уроженки Ярославля на международных оперных подмостках
Финальный дуэт Юлии Меннибаевой и сопрано Екатериной Морозовой (Agnus Dei) несколько нарушил хрупкость и ощущение таинства, поскольку певицам не удалось выстроить между собой хорошего баланса.
Однако в заключительном номере Екатерина Морозова все же показала как артистическую, так и техническую утонченность: отличное интонирование, устойчивый верх, разнообразие динамической нюансировки. Libera me в исполнении сопрано прозвучала как решительная, но трепетная мольба о спасении. О спасении всех нас.
Анна Пешкова