Московская филармония завершает второй сезон цикла «Весь Стравинский», предполагающего исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского.
29 мая 2024 года в Зале Чайковского его произведения 1914–1921 годов представят Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина и яркая команда солистов – Эльмира Караханова, Давид Посулихин, Ярослав Абаимов, Николай Землянских, Алексей Кулагин, Данил Князев. Ключевой номер программы – балет с пением «Пульчинелла» (1920), ознаменовавший поворот Стравинского к неоклассицизму.
В программе, завершающей второй сезон цикла «Весь Стравинский», публика продолжит знакомство с сочинениями композитора тех лет, что стали переломными и для всей мировой истории, и для биографии Стравинского. Новый этап в его творчестве, продолжавшийся около трех десятилетий, начался с балета «Пульчинелла», в основу которого легли темы, принадлежащие перу Джованни Баттисты Перголези и его современников – композиторов эпохи барокко.
Не случайно к участию в программе приглашены Московский камерный оркестр Musica Viva и маэстро Александр Рудин, одни из лучших российских исполнителей барочной музыки. В «Пульчинелле» у оркестра не менее важная роль, чем у трех певцов-солистов, и Musica Viva сыграет ее с блеском. На концертной сцене «Пульчинелла» чаще звучит в виде сюит для оркестра или камерных ансамблей; увидеть и услышать исполнение полной версии балета с пением – нечастая и счастливая возможность.
Другое ключевое сочинение программы – редко звучащая «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», жанр которой автор определял как «веселое представление с пением и музыкой». Большинство записей «Байки» сделано с французским или английским текстом; услышать ее на русском – шанс не менее редкий. Это абсолютно новаторское произведение, шаг к гениальной «Свадебке»; важную роль в оркестровке «Байки» играют ударные и цимбалы.
В программе также – Сюита № 2 для малого оркестра (оркестровка пьес для фортепиано в четыре руки, звучавших в предыдущем концерте цикла) и «Прибаутки» для голоса и восьми инструментов на русские народные тексты – один из первых примеров обращения Стравинского к выразительным возможностям камерного ансамбля.
* * *
Во втором сезоне цикла «Весь Стравинский» слушателям предлагается проследить путь композитора от «Весны священной» (1913), премьера которой стала символическим началом ХХ века в музыке, до «Пульчинеллы» (1920), ознаменовавшего поворот Стравинского к неоклассицизму.
В окружении шести концертных композиций для разных составов представлены пять крупных театральных опусов: помимо балетов «Весна священная» и «Пульчинелла» – опера «Соловей», «Сказка о солдате» и «Байка про Лису…».
Программы представляют дирижеры Александр Рудин, Филипп Чижевский, Фёдор Безносиков. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев.
Пресс-служба Московской филармонии