С ошеломляющим успехом состоялось выступление одного из лучших оркестров Италии – блистательного камерного коллектива «Солисты Павии».
Пермь стала вторым и единственным после Москвы городом России, где по приглашению краевой филармонии в рамках абонемента «Вечера с оркестром» и при поддержке министерства культуры Пермского края представили свое утонченное мастерство эти виртуозы смычка.
По словам художественного руководителя оркестра и блестящего виолончелиста Энрико Диндо, первый раз в России (Москве и Санкт-Петербурге) он был в 1999 году с оркестром театра «Ла Скала», где тогда играл.
Выступали в Большом театре, Большом концертном зале им. П. И. Чайковского, малом зале Эрмитажа. А вот с оркестром «Солисты Павии» бывал только в Москве, дебютировав в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Потом коллектив два раза участвовал в фестивале Мстислава Ростроповича, играл с двумя великими Юриями – Башметом и Темиркановым.
Кстати, о Ростроповиче Энрико Диндо вспоминает с придыханием:
“В 1997 году, участвуя в конкурсе виолончелистов, я имел честь познакомиться в великим Маэстро Ростроповичем. Очень много воспоминаний о нем, но сложно описать все те впечатления, которые я приобрел, общаясь с ним в нескольких словах.
Это было огромное удовольствие, невероятная радость, блестящий юмор, я приобрел огромный опыт не только с музыкальной точки зрения, но и человеческой”.
Репетиция коллектива в пермском Органном зале прошла в открытом формате: на ней присутствовали педагоги и юные музыканты детского симфонического оркестра Пермского края, созданного на базе Пермской музыкальной школы №1.
“Ранее у меня уже был опыт открытой репетиции с детьми”,
– поделился впечатлениями синьор Диндо.
“Но сегодняшняя репетиция с Пермским детским симфоническим оркестром была особенной. Мне очень понравилось любопытство детей и то, как они воспринимали информацию!
Когда мы останавливались, ребята задавали вопросы, они понимали, что происходит на сцене и почему. Они очень много знают – сами музыканты. Думаю, проведение таких репетиций очень интересно и полезно обеим сторонам…”
Как рассказал Энрико Диндо, программу, которую «Солисты Павии» привезли в Пермь, они исполняли и ранее. Но именно для Перми композиции были выстроены в особом порядке.
Первая часть – более итальянская, это сочинения для виолончели. Вторая часть – наиболее любимые камерными оркестрами произведения и романс Сибелиуса, который хорошо вписался в композицию концерта, к тому же исполняется он крайне редко.
Прозвучали Une Larme («Слеза») Джоаккино Россини в интерпретации для виолончели и струнных Элидоро Соллима; Le Grand Tango («Большое Танго», посвящено М. Ростроповичу, 1982) Астора Пьяццоллы, интерпретация для виолончели и струнных Энрико Диндо; Twin Legends («Легенды о близнецах») для виолончели и струнных современного композитора Роберто Молинелли – сочинение посвящено Пуччини и Гершвину, а написано специально для Энрико Диндо и «Солистов Павии» в 2003 году.
Все сольные партии Энрико Диндо исполнял на виолончели, которой в этом году исполнилось 300 лет!
“Мой инструмент очень необычный”,
– представил свою виолончель маэстро Диндо,
“он сделан в 1717 году итальянским мастером Пьетро Джакомо Роджери.
Мы очень долго привыкали друг к другу, он очень непрост, но проиграв на нем 10 лет, я знаю, что ему нужно, как сыграть, чтобы получить определенный звук.
Это – мой голос, с помощью которого я выражаю свои чувства и эмоции. Для музыканта связь с инструментом похожа на общение с человеком и динамика этого общения может меняться со временем.
Все эти годы я искал пути к сердцу своего инструмента. Иногда виолончель звучала довольно громко, иногда резко «ругалась», но со временем я научился ее укрощать, она стала звучать более плавно, мелодично, негромко, но на более высоком уровне.
Однако моя виолончель – не любимая женщина и не даже Леди! Мой инструмент мужского рода, он, скорее, друг. Виолончель Роджери – собственность Италии и для меня большая честь, что этот раритет доверили именно мне в пожизненное пользование.
Маргарита Неугодова, permnew.ru