Под занавес сезона в Мариинском театре прошли оперные премьеры. Одну из них – комическую оперу «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти представили зрителям 24 июля 2022.
Эта постановка была создана ещё в 1980, спустя два года после дебюта Валерия Гергиева в качестве дирижера Мариинского театра. Опера была поставлена режиссером Юрием Александровым и художником Игорем Ивановым.
В 2022 году Александров предложил возобновить спектакль молодому хореографу и режиссеру Илье Устьянцеву, который много ставил на разных мариинских сценах, включая Приморскую и Владикавказскую. Но такая масштабная работа на Исторической сцене у него первая. В новой редакции веселый нрав оперы, сценография, живопись в стиле классицизма XIX века и камерный характер постановки сохранились без изменений.
Опера «Дон Паскуале» была написала Доницетти в кратчайшие сроки: по одним версиям – за 8-11 дней, по другим – за три недели. Такая стремительность в XIX веке была делом обычным: композиторы работали быстро, а театры выпускали спектакли, не откладывая их в долгий ящик. Парижская премьера «Дона Паскуале» в январе 1843 года прошла успешно, и ее заполучили многие театры, в том числе в Лондоне, Вене, Новом Орлеане и в Петербурге. На сцене столицы Российской империи в партии Норины блистала прославленная дива Полина Виардо.
Создатели спектакля в Мариинском, стремясь сохранить настроение сочинения Доницетти, не стали отходить от стиля основной фабулы, от условного времени (1750 год) и места (Рим). Постановка вполне классическая, на сцене детально воспроизводится атмосфера XVIII века, а за счет постоянно присутствующих масок итальянской комедии дель арте как бы подчеркивается родство оперы-буфф с этим жанром.
В центре сюжета – семидесятилетний сварливый старик Дон Паскуале, который решает жениться на молодой и привлекательной девушке Норине. Однако она с помощью Доктора Малатеста обводит его вокруг пальца, чтобы в конечном итоге воссоединиться со своим юным возлюбленным Эрнесто, не забыв отнять практически все имущество Паскуале.
Получился очень смешной захватывающий спектакль, с блеском исполненный отличной командой артистов. Антонина Весенина в роли Норины поразила своей филигранной вокальной техникой. Кажется, нет такой виртуозной фиоритуры, которая была бы ей неподвластна. Её Норина – лукавая, кокетливая, умная плутовка, от которой просто невозможно отвести взгляд.
Антонина лихо и артистично перебирала образы своей героини: от роли простушки в тандеме с Малатеста до безумной фурии-жены Дона Паскуале, от нежной возлюбленной в дуэте с Эрнесто до торжествующей красотки Коломбины, легкой, игривой – такой же, как и сам спектакль.
Мирослав Молчанов в роли Дон Паскуале удивил своим умением перевоплощаться из привлекательного молодого человека в дряхлого старика. Это было настолько забавно, что смотреть без смеха было невозможно.
Партию возлюбленного Норины исполнил Роман Широких. Его Эрнесто оказался с характером, без лишней жеманности. Вокал звучал уверенно, все сложности партии давались без видимых усилий, а красота тембра добавляла проникновенности ариям его персонажа.
Хочется выделить Ефима Завального, исполнившего роль Доктора Малатеста. Его герой был настолько живым и убедительным, что не поддаться на его уловки было просто невозможно. Ефим играл легко и непринужденно, сохраняя энергичную пластику и мимику своего персонажа на протяжении всего спектакля. Он безусловно обладает комическим даром, который довольно редко встречается среди оперных певцов.
Во время его финального дуэта с Доном Паскуале улыбка не сходила с лиц зрителей. Голос Ефима звучал мощно, со множеством оттенков и нюансов.
В общем, спектакль “Дон Паскуале” в Мариинском театре – это настоящий праздник для любителей оперы. Это сочетание искусства, музыки и комедии, которое не оставит равнодушным ни одного зрителя.
Виктор Александров