«Мое слово – это мой спектакль»
А. Вэйро
Прохладным вечером 5 октября на сцене московского театра «Новая Опера» состоялась генеральная репетиция трагикомедии в двух действиях «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.
По уже сложившейся традиции премьерный показ оперы предваряла пресс-конференция для журналистов, на которой создатели постановки постарались донести до аудитории смысл нового прочтения всем знакомой истории.
Пресс-конференция в этот день началась с минуты молчания, посвященной памяти выдающегося театрального режиссера Юрия Любимова, скончавшегося на 98 году жизни утром в Боткинской больнице. Директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев выразил искренние соболезнование семье режиссера. Но, несмотря на такое горестное событие, несомненно наложившее отпечаток на настроение всего творческого коллектива, жизнь продолжается, и мы возвращаемся к разговору о «безумном дне».
«Свадьба Фигаро» – это первая большая работа режиссера-постановщика Алексея Вэйро в театре «Новая Опера». Идея проекта родилась еще десять лет назад во время первой встречи Вэйро с продюсером Петером Шварцом, которая состоялась в стенах этого зеркального фойе на показе «Нормы» Беллини, и о которой Петер так тепло отозвался сегодня на безупречном беглом русском языке.
Во многом, благодаря Петеру постановка получила путевку в жизнь, обретя именно такой облик «вне времени» стараниями «германского десанта» в лице сценографа Ульрике Йохум, художника по костюмам Яна Майера и художников по свету Ханнеса Зеземанна и Ханса Фрюндта.
Музыкальный руководитель и режиссер Ян Латам-Кениг заверил журналистов, что устоявшееся выражение «режиссер – главный враг дирижера» в этой работе не актуально.
«Я не верю в противостояние – это убивает постановку.»
Дирижер заявил, что ему очень понравился свежий подход к прочтению пьесы и что этот спектакль может все сказать за себя сам.
Говоря о проделанной музыкальной работе, Ян отметил, что главной задачей было найти баланс между эмоциями и чрезмерным романтизмом в исполнении музыки Моцарта. И поскольку «Свадьба Фигаро» – это комедия, то все детали должны быть настолько легкими «чтобы не касаться до земли».
Солистам пришлось много работать над четким итальянским стилем и произношением, и в довольно жестких условиях. Театр «Новая Опера» не перестает радовать зрителя новыми постановками и интересными проектами, поэтому артисты постоянно работают в режиме многозадачности.
Наиболее мобильные из солистов, которые успели адаптироваться к новым партиям, – принимают участие в первых спектаклях; те, кому для подготовки потребуется чуть больше времени – присоединятся к составу спектакля чуть позже. Конечно, театр мог пойти и по простому пути: привлечь специалистов, которые поют Моцарта постоянно. Но, кто не рискует, тот не пьет шампанского. При наличии в труппе всего спектра голосов, необходимых для исполнения либретто, в довольно сжатые сроки артистам удалось представить на суд зрителей полностью готовый продукт.
И если сама сценография неоднозначна и многомерна, то голоса – словно мириады колокольчиков: чистые, переливающиеся и звенящие. Ведущие партии в спектакле исполнили: Алексей Богданчиков (граф Альмавива), утонченная Елизавета Соина (графиня Альмавива), прекрасная Ирина Костина (Сюзанна), блистательный Дмитрий Орлов (Фигаро), Анна Синицына (паж Керубино), Ирина Ромишевская (Марцелина), Владимир Кудашев ( доктор Бартоло), Джульетта Аванесян (Барбарина), Сергей Тарасов (садовник Антонио), Дмитрий Пьянов (Базилио) и Антон Бочкарев в партии Дона Курцио.
Вся сценография и костюмы созданы с целью как можно больше «обнажить» актеров, избавить их от «привычных ассоциативных и интерьерных костылей» и представить зрителю образ героев «как на ладони». Декорации выглядят абстрактно, они открывают простор воображению и дают актерам достаточно пространства, где они могут играть.
В костюмах персонажей можно сразу узнать характер каждого из героев. Весь спектакль уводит зрителя от предметности, условностей и реализма. Все внимание сосредотачивается на самих перипетиях отношений маленькой модели человечества в замке Альмавивы.
Спектакль очень светлый, легкий, исполненный юмора и интересных аллегорий. Здесь есть и «замес теста», и французская революция «за окном», и провокационный «самиздат», и размышления на тему жизни и смерти. Постановка о взаимоотношениях мужчины и женщины, о понятии чести весьма актуальна на сегодняшний день. После спектакля пребываешь в прекрасном настроении.
Не пропустите премьеру 7 октября!