IX международный Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета, который продолжается в эти дни в Сочи, традиционно привлекает внимание многочисленной аудитории.
Концерты и спектакли с участием известных артистов и музыкантов проходят на главных сценических площадках города – Зимнем театре и Органном зале филармонии.
В последнем из них состоялась презентация нового рояля Ямаха с последующим затем концертом народного артиста России Николая Луганского. В ходе церемонии с приветственным словом выступила руководитель Артистического центра компании “Ямаха Мюзик” в Москве Оксана Левко.
Оксана Левко:
«Это действительно легендарный рояль. Данная модель была создана 25 лет назад. Существенную роль в этом сыграл Святослав Рихтер, который консультировал фирму Yamaha в изготовлении рояля. Много на этом инструменте играл Гленн Гульд.
Николай Луганский — один из самых признанных в мире российских пианистов, музыкант с мировым именем. Мы побывали в Сочи 7 лет назад, за это время обрели множество друзей, теперь у нас большие творческие планы»
Николай Луганский предложил вниманию публики очень интересную разноплановую программу.
Открыли вечер Два экспромта соч. 142 Франца Шуберта. Игра пианиста отличалась естественной легкостью. Невозможно было оторваться от его полетного звука и благородного туше. Каждая нота, извлекаемая из-под пальцев музыканта, была драгоценна.
Одна из трёх последних сонат Л. Бетховена – № 30, соч. 109 – музыка, на много лет опередившая своё время, как в художественном, так и в техническом отношении. Интерпретация Николая Луганского отличалась объективностью мысли и рациональным подходом к музыкальному материалу.
Ориентальные пьесы Исаака Альбениса, представителя испанского Ренасимьенто, продолжившие программу, поразили своим созерцательным колоритом и национальным мелосом. Луганский исполнил два фрагмента из сюиты «Иберия»: «Azulejos» и «El Albаicin».
Из российских пианистов к творчеству Альбениса в свое время часто обращался Олег Бошнякович, его трактовки произведений испанского композитора до сих пор вызывают живой неподдельный интерес. Сейчас произведения Альбениса играют наши современники, среди которых: Евгений Кисин, Аркадий Володось и Борис Березовский.
Рахманинов для Луганского эталонный композитор, музыку которого он регулярно исполняет по всему миру. Не забывает о ней пианист и в летние месяцы, когда приезжает в милый сердцу уголок земли русской – усадьбу Рахманинова в Ивановке. Не так давно Николай Луганский играл там на фестивале Рахманинова Второй фортепианный концерт композитора с Российским национальным оркестром под руководством Михаила Плетнева.
Шесть музыкальных моментов, соч. 16 – еще одна грань творчества композитора. Каждая из трогательных миниатюр самодостаточна и оригинальна по своей сути. В этих пейзажных зарисовках запечатлен весь Рахманинов с его пылкостью и драматическим настроем души. Луганскому удалось запечатлеть в своей гениальной игре все эти качества.
Николай Луганский:
«К этой программе я обращаюсь третий раз в своей жизни. Если Музыкальные моменты Рахманинова и Экспромты Шуберта не новы для моего репертуара, то 30-ю сонату Бетховена и пьесы Альбениса из сюиты «Иберия» я включил сознательно в программы своих концертов.
Музыка Альбениса наряду с произведениями Шопена, Листа, Рахманинова и Скрябина существенно расширила и изменила наше представление о рояле. Испанская пианистка Алисия де Ларочча записала антологию фортепианных произведений Исаака Альбениса. До сих пор эта запись признана самой лучшей в области мирового исполнительства.
Я не теряю надежды записать диск с произведениями Исаака Альбениса, возможно, включу туда несколько пьес еще одного испанца, современника Альбениса Энрике Гранадоса. Это могут быть «Гойески», возможно несколько «Испанских танцев».
Николай Луганский остался доволен звучанием нового рояля Yamaha, и все же играть на «Стейнвей» ему комфортнее.
Николай Луганский:
«Стейнвей» я люблю все-таки больше, особенно лучшие модели. Там больше красок и пианистических ресурсов. Ну а с роялями фирмы «Ямаха» я встречаюсь раз 5 – 6 в год, последний раз это произошло в Японии. В Сочи это была та же модель инструмента, которую предпочитал в свое время Святослав Рихтер».
Сочи стал третьим городом, где Николай Луганский представил свою новую сольную программу. 21 февраля она прозвучит и в Москве на филармонической сцене зала им. Чайковского, а затем в нескольких городах США.
Николай Луганский:
«Я был поражен сочинской публикой, которая не шелохнувшись слушала довольно непростые для восприятия произведения. Для меня это стало приятной неожиданностью.
В Сочи я не был уже почти 20 лет, город действительно изменился. Находясь здесь, просто не могу не оценить этого райского места. Хотелось бы такой климат распространить на большую часть России…»
Виктор Александров, Сочи (Краснодарский Край) ClassicalMusicNews.Ru