Концертный проект Карины Погосбековой «Музыка нашего времени» отсчитывает уже свой второй сезон.
При словосочетании, которое вынесено в название этого просветительского по сути цикла, возникают самые разные ассоциации. Кого-то оно воодушевляет и вдохновляет – наконец-то не только Чайковский! Многих, наоборот, настораживает, если не отпугивает – вкусы публики академических залов по большей части весьма консервативны.
Никогда новое не пробивало себе дорогу с легкостью – скепсиса и априорного недоверия хватало и в прежние годы. Но, кажется, сегодня с этим особенно сложно: «новаторов», выражаясь языком маркетинга, то есть тех из слушателей, кто целенаправленно настроен на поиск в афише и знакомство именно с современной музыкой, очень мало.
Эта часть аудитории может быть образованной, просвещенной и весьма активной в отстаивании собственных эстетических предпочтений, но количественно она все же очень и очень скромна. Ею не заполнишь ежедневно, например, то внушительное число академических залов столицы (театральных, концертных, камерных), что имеются в наличии.
Будем откровенны: более широкая публика современной академической музыки боится – боится ее сложности, возникающего вследствие этого эмоционального и интеллектуального дискомфорта. Это примерно как с авангардной живописью: не хочется себя чувствовать умственно неполноценным, разглядывая полотна, в которых непонятно ничего и совсем ничто не цепляет, поэтому решение очевидно – лучше оградить себя от подобного рода потрясений и от этого самого современного искусства дистанцироваться вовсе.
Сформировавшийся, при том давно, стереотип современной музыки как травмирующей слух и невероятно сложной для восприятия и понимания – практически уже отлит в бетоне, поколебать эти представления достаточно сложно.
Именно этому – разрушению стереотипов – во многом посвящен проект Карины Погосбековой. Талантливая пианистка и опытнейший концертмейстер задумала и реализовывает поистине невероятное: знакомить публику с образцами современной академической вокальной музыки, которая, увы, находится на периферии внимания слушателей даже по сравнению с современной инструментальной музыкой, не говоря уж о классике вообще.
Еще один трудный аспект этой затеи – уход в постсоветские десятилетия в глубокую тень камерного вокального исполнительства как такового, если не его вымирание. То есть задача «Музыки нашего времени» вдвойне сложная: современное, да еще камерное вокальное творчество – заинтересовать слушателей таким рафинированным коктейлем, от которого они уже давно отвыкли и основательно о нем подзабыли. Если вообще знали о таковом.
Если у старших поколений может еще теплиться воспоминание о советском филармоническом прошлом, когда вокальные циклы композиторов-современников в исполнении какой-нибудь Зары Долухановой по Центральному телевидению и Всесоюзному радио, не говоря уж о живых концертах, при чем не только в Москве и Ленинграде, были самым обычным делом, то у молодежи зачастую нет даже и в принципе понятия о том, что такое вообще на свете существует.
Между тем, современная вокальная музыка существует, она очень разная, и есть среди новых опусов такие, и их немало, которые в состоянии воспринять публика любого уровня подготовки. Это действительно совсем не страшно. Карина Погосбекова ориентируется главным образом на такой репертуар – где голосу вокалиста комфортно, а в отношении слушателя есть шанс задеть самые сокровенные струны души.
Пожалуй, это главная ее идея – музыка должна оставаться музыкой, и не всякий набор акустических эффектов имеет право называться великим и ответственным именем. Нет, никто ни с кем не воюет: право на существование имеет любое музыкальное творчество, самое радикальное в том числе. Но для своих концертов Погосбекова все же предпочитает то, что можно петь и можно слушать без ущерба для связок, перепонок и нервов. Хронологические рамки при этом очень условны, современность трактуется широко – в программу концертов попадают и опусы, написанные буквально вчера, и те, что принадлежат еще классикам советского периода.
Второй концерт второго сезона существования проекта прошел в Галерее Церетели – в одном из ее залов, пространстве специфическом, хотя и камерном, но акустически не идеальном (в отличие от Рахманиновского зала Московской консерватории, где состоялись иные концерты цикла). Но даже не в этом его основная сложность: чересчур выразительная живопись и интенсивные цветовые потоки, исходящие от картин, эмоционально отвлекают и даже перебивают слуховые впечатления, а параллельная жизнь галереи (в других залах – масса посетителей, ведутся экскурсии, а концертная площадка от прочих пространств фактически никак не отгорожена) привносит в течение концерта порой неожиданные вкрапления и, прямо скажем, ненужные краски.
Тем значимее достижения и музыкантов, сумевших преодолеть естественные сложности и увлечь и своим исполнением, и самой музыкой – по большей части совершенно неизвестной для аудитории. Буквально заворожили и околдовали темные меццо-сопрано Карины Хэрунц и Варсеник Аванян – первая спела мелодичные композиции Марка Минкова из цикла «Плач гитары», которые когда-то исполняла сама великая Долуханова, и монотонное «В горах мое сердце» Арво Пярта, вторая – экспрессивные армянские опусы Тиграна Мансуряна и Александра Арутюняна.
Обаятельны миниатюры молодого московского композитора и певицы Екатерины Андреас «Дождь» и «Море», развивающие традиции романтических немецких Lieder, спетые автором с душой и настроением. Вокальное трио «Мелоди» (Светлана Полянская, Александра Конева, Ольга Надеждина) порадовало филигранным ансамблем в замечательном романсе Александра Журбина «У меня в Москве – купола горят».
Карина Погосбекова аккомпанировала своим артистам как на рояле, так и на электрооргане, всегда добиваясь гармоничного паритета с голосом, но при этом нигде и не обедняя инструментальную фактуру сочинений.
Александр Матусевич