Что такое первые 10 лет человеческой жизни? Счастливое детство, путь от первого шага и первого слова к открытию окружающего мира, возраст неугомонных почемучек, верящих в чудеса.
Для творческого проекта десятилетие –вполне солидный отрезок, время подведения первых итогов.
Вспоминаю первое личное впечатление от концерта Молодёжной оперной программы Большого театра. Февраль 2011 года, Камерный зал Московского международного дома музыки, “Вечер классической оперетты”. Удивление и радость, что такие юные красивые парни и девушки поют на языке оригинала, стильно и актёрски выразительно. Сразу появились «любимчики», за их взрослением наблюдать до сих пор особенно отрадно.
Далее сложилось так, что с первого выпуска Молодёжки 2011 года и по сей день с каждым новым набором открываю для себя новые имена, наблюдаю, как из «юнг готовят капитанов», из робких дебютантов выращивают артистов.
Юбилейный вечер Молодёжной оперной программы Большого театра, прошедший 8 декабря 2019 на Исторической сцене Большого театра, готовился тщательно, заранее. Основная трудность – найти удобное для большинства выпускников время, суметь вырвать их на несколько дней из жёстких рамок зарубежных контрактов.
Другой тонкий момент – репертуар. Каждому дать возможность показать сильные стороны вокала, соблюсти баланс между шлягерами и менее известными номерами, наконец, элементарно уложиться в приемлемый хронометраж.
Предварительная программа концерта 8 декабря 2019 несколько раз существенно менялась на сайте Большого театра. Но результат того стоил! Услышанное и увиденное стало настоящим праздником оперной красоты, единой во всех трёх ипостасях: музыка, вокал, внешняя эстетика.
Оркестр Большого театра, сидящий на сцене. Строгость и академизм оформления, отсутствие речевых объявлений номеров – только титры на заднике – оживлялась разноцветьем концертных платьев привлекательных певиц и завидной стройностью их кавалеров в вечерних костюмах.
Символично приглашение для юбилейного вечера маэстро Александра Сладковского. Именно он дирижировал Первым выпускным концертом МОП в 2011 году. Возможно, репетиционного времени для оркестровых репетиций было, как всегда, маловато, потому начало концерта обескуражило тяжёлым и вялым Полонезом из «Евгения Онегина» и нарочито медленным темпом в Ариозо Кумы «Глянуть с Нижнего», отчего превосходный голос Марии Мотолыгиной не раскрылся в полную силу.
Не всё получилось ансамблево в Вакхической песне Гамлета из оперы Амбруаза Тома. Да и восхитивший когда-то в 2011-12 году баритон Алексея Лаврова, делающего благополучную карьеру на Западе, услышался не по годам стёртым, усталым.
Новым, более лирическим звучанием порадовала Мария Лобанова в арии Манон из оперы Пуччини «Манон Леско» Дебют в этой ответственной партии на сцене Большого театра у артистки намечен буквально на днях. Судя по выступлению, он должен быть успешен!
И вот тут случился некий «перелом». На заднике появилась надпись: Детский хор Большого театра – Будущие артисты Молодёжной программы. Пока прецедентов не было. Но кто знает?
Выбежали мальчишки и девчонки в пёстрых костюмах, изображая Хор Птиц из «Снегурочки», да так складно, звонко, радостно запели, словно добавили градуса происходящему. Величаво выплыла Мария Баракова – Весна, настоящая повелительница и фигурой, и голосом.
Позитив продолжили Папагено – Николай Землянских и Папагена – Эльмира Караханова. Новичок в МОП, Николай Землянских поражает несоответствием мальчишеской внешности и мужественно-благородного баритона в сочетании с вдумчивой музыкальностью. Подвижный юный Птицелов и его нежная, хрустальным колокольчиком звучащая подруга, Эльмира Караханова, могли бы стать примером этих персонажей для первого знакомства с «Волшебной флейтой» Моцарта.
Снова на сцену вышли «ветераны» из Первого выпуска, семейный дуэт Венеры Гимадиевой и Павла Небольсина, солировавшем на фортепиано в оркестре. Соло Магды из «Ласточки» Пуччини – само очарование почти голливудской по природе мелодии и трепетного тембра оправдывающей своё имя красавицы-певицы, умелицы тающих пиано.
Ещё более редкая в концертах Ария Шимены из «Сида» Массне в исполнении Оксаны Волковой – трагическая зарисовка, переданная плотным, почти контральтовым меццо, мастерски зрелая по интерпретации.
Французская тема продолжилась единственным за вечер выступлением баса, Игоря Коростылёва. Ария Ральфа из «Пертской красавицы» Бизе прозвучала крупным звуком, эффектно и выразительно.
Знакомая по десятку концертов и множеству ролей в Большом театре Юлия Мазурова уверенно сделала заявку на партию Шарлотты из «Вертера» Массне. Ария преданной долгу героини ей, определённо, удалась. Чувствовалась вокальная уверенность, искренние эмоции.
И как же свежо после романтического надрыва воспринялся Римский-Корсаков, пряные мотивы Шемаханской царицы. Нина Минасян свободно купалась в ориентальной стихии, журча шелковистым сопрано, ниточкой уходя на пиано и аккуратно, как жемчугом, одаривая верхами. Это исполнение заслужило, пожалуй, самые горячие овации зала с начала концерта.
На драйве вышел Роберт из «Иоланты», Константин Сучков. Скомканно-захлебнувшиеся такты оркестрового вступления не сломили его активности и напора. Но в целом популярнейшая ария «Про Матильду» показалась несколько формальной.
Посланница дружественной Молодёжной программы Вашингтонской оперы Александрина Шринер громогласно и энергично возглашала за Елизавету из «Тангейзера» Вагнера. Её голос хорошо выучен, техничен, но ординарен и плосковат по тембру.
Здесь замечу: обе гостьи – и Александрина Шринер, и выступившая во втором отделении меццо-сопрано Катерина Пива из Академии театра «Ла Скала» с арией Принцессы де Буйон из «Адриенны Лекуврер», заметно уступали нашим дамам в плане сценической культуры. Ещё раз мысленно поблагодарила Юрия Викторовича Папко, премьера балета Большого в прошлом, а ныне терпеливого и мудрого педагога по движению, танцам и пластике в МОП. В отсутствие такого мэтра потенциальные западные примадонны нарочито размахивают руками, а в платье со шлейфом шагают бодренькой спортивной походкой.
В завершении первого отделения прозвучал замечательный дуэт для тенора и баритона – Надир и Зурга из «Искателей жемчуга», Богдан Волков и Илья Кутюхин возвышенно беседовали о любви, верности и чести. Сохранивший мальчишескую лёгкость фигуры Илья Кутюхин с первых же нот берёт в плен какой-то старинной бархатной глубиной тембра, напоминающей то ли Георга Отса, то ли Николая Кондратюка. Слушать его кантилену – гурманское удовольствие. Замечательными ансамблистами показали себя оба, баритон и окрепший почти до спинто тенор Богдана Волкова. Но о нём речь впереди.
На антракт публика расходилась уже в тонусе, обсуждая и ожидая новых участников.
Второе отделение открыла видео-проекция: «будни и праздники прошлой и нынешней МОП» на музыку увертюры Моцарта к «Свадьбе Фигаро». Придраться здесь к оркестру не было повода, а мелькавшие на экране знакомые лица сильно увлекали.
Моцарт продлился Арией Царицы Ночи. Руслана Коваль вышла предельно серьёзная, в чёрном бархате, справилась с знаменитым колоратурным номером отлично, подчеркнув драматизм переживаний героини.
Опять родной наш Пётр Ильич Чайковский, Баллада Томского из «Пиковой дамы». Андрей Кимач богат не только могучим крепким баритоном, но и завидной актёрской фактурностью. В рассказе о Трёх картах он сумел создать полноценный образ. Его Томский показался почти эталонным своим умением закрутить пружину интриги всей оперы.
Кульминация вечера, «вишенка» на юбилейном торте – огромный Дуэт Семирамиды и Арзаче Россини. Идея соединить Василису Бержанскую (Семирамида) и Арзаче (Мария Баракова) интриговала своей дерзостью. Бержанская – да, уже заявила о себе в Пезаро как россиниевская певица, мастерица колоратуры. Но Баракова с её широким посылом русского драматического меццо и очень коротким исполнительским стажем в по сути сопрановой партии?
Однако темпераментный Арзаче соревновался с царицей, оказавшейся его матерью, на удивление бегло и ловко и в головоломных фиоритурах, и в тонкости нюансов, и в чувственности переживаний. Дивная по отделке и эмоциональности сцена! Ансамбль двух таких меццо-сопрано – светло-подвижного, ярко-алого у Бержанской и тёмно-вишнёвого у Бараковой – находка для продюсеров и оперных агентов.
Аплодисменты после «упоительного Россини» казалось, не закончатся. Ну что можно петь дальше? Разве что совсем иное, например Арию Ленского. Богдан Волков, возможно, лучший современный Ленский по проникновению в Пушкинско-Чайковский образ. Спеть увязшее в ушах с детства «Куда, куда» словно заново, заставить предательски щипать в глазах и сглатывать ком в горле – это уже уровень Художника, избранного и поцелованного свыше. И ведь ничто не предвещало такого волшебства в странно-угловатом пареньке из 2013 года, когда Богдан пришёл в Молодёжку.
Умение постоянно учиться, отдаваться работе целиком – отличительные качества этого артиста. Хочется верить, что главная сцена России, неразумно потеряв Богдана Волкова как штатного солиста, впредь сумеет договориться о приглашениях его на выступления.
Ещё один женский дуэт, так называемый Цветочный, из «Лакме» Делиба исполнили Венера Гимадиева и Оксана Волкова – словно две пышные розы, утренняя и вечерняя, переплелись голосами как ароматами.
Восточные нежности сменил революционный по духу Дуэт Дон Карлоса и Родриго Верди. Вадим Бабичук и Андрей Кимач, оба высоченные, статные, смотрелись ожившими кондотьерами Возрождения. Литой с оттенком di forza тенор Бабичука подчёркивал освободительный пафос Верди разве что слишком старательно. Маркиз ди Поза вторил ему более сдержанно, словно предчувствуя грядущие испытания.
Ах, это умение руководителей Молодёжки выстраивать программы не скучно, на контрастах! Ария Маргариты с жемчугом из «Фауста» Гуно – драгоценное ожерелье от Ольги Кульчинской. Певица в чудесной вокальной форме, полна женственности и обаяния. О такой Маргарите может мечтать самый звёздный Фауст!
Музыкальный прыжок в XX век – Рихард Штраус, Ария Композитора из «Ариадны на Наксосе». Виктории Каркачёвой к лицу элегантный фрак. Она отлично чувствует экспрессию Рихарда Штрауса, существуя в ней культурно, не пережимая. Виртуозную партию фортепиано в этом номере исполнил Артём Гришаев, тоже выпускник МОП.
О блестящих вокальных данных Андрея Жилиховского сказано много. Каватина Фигаро – его конёк. И каждый раз Андрей находит новые, неожиданные краски для запетого шлягера. Он обладает интуитивным даром ощущать отклик зала, настраиваться под него. На сей раз его Цирюльник вторым планом над текстом про «бритвы, ланцеты, гребёнки и щётки» воспевал саму жизнь, её большие и маленькие радости. Ведь уже близился финал!
Вальяжно-томный Квартет с хором из «Ласточки» Пуччини, где солировали сопрано Ольга Кульчинская и Елизавета Нарсия и тенора Гиорги Стуруа и Давид Посулихин оказался коротким.
Венчал юбилейное действо озорной частушечный Финал оперетты Шостаковича «Москва, Черёмушки» в исполнении всех участников концерта и примкнувших к ним остальных ныне действующих артистов МОП. Хор отборных солистов звучал особенно, громко и выпукло, как духовой оркестр. Огромные букеты и корзины цветов заняли всю сцену.
Под аплодисменты вышел главный демиург праздника, руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра, профессор Дмитрий Юрьевич Вдовин. Вслед за ним – все педагоги и коучи, работающие и сотрудничающие с МОП.
Взяв микрофон, маэстро Вдовин лукаво воскликнул: «Вы думаете, всё закончилось? Ха! Всё ещё только начинается!» Да будет так.
Татьяна Елагина