В Мариинском театре состоялась очередная громкая премьера. Новую версию оперы «Травиата» Джузеппе Верди поставила британка Клаудиа Шолти, дочь всемирно известного дирижера сэра Георга Шолти.
Она прославилась своими провокационными взглядами и трактовками. В ее «Травиате» – люди из плоти и крови, проживающие свой век в стиле «секс, наркотики и рок-н-ролл».
Корреспондент «МИР 24» Константин Коковешников встретился с авторами постановки и узнал, почему без провокаций – никак.
Честно, чувственно, доходя до самой сути. В опере так откровенно со зрителем редко кто-то говорит. «Травиата» в постановке британского режиссера Клаудии Шолти – история не выдуманных, а подлинных людей.
Известно, что итальянский композитор Джузеппе Верди начал работать над оперой после того, как побывал на премьере пьесы «Дама с камелиями» Дюма в 1852 году. История несчастной любви парижской куртизанки Виолетты, которая больна чахоткой, и приехавшего из провинции Альфреда сначала совсем не тронула публику, зато сейчас «Травиату» ставят во всех театрах мира.
«Действие происходит в XIX веке, но благодаря тому, что я прошу актеров двигаться по-современному, создается впечатление, что это происходит и в наши дни тоже. Ведь люди тогда, так же, как и мы, любили, страдали, принимали наркотики»,
– говорит режиссер-постановщик Клаудиа Шолти.
Опера Верди – вторая постановка Клаудии в Мариинке. До этого она ставила в Петербурге «Сон в летнюю ночь» Бриттена. Но Шолти еще и кинорежиссер – снимала и короткометражки, и полный метр. Наверное, благодаря этому опыту знает, как важны мимика и жесты.
От репетиции к репетиции она требует от оперных певцов точного драматического попадания. Оксана Шилова партию Виолетты исполняла и в Маринке, и в Большом, но так фривольно двигаться ей еще не приходилось.
«В старой постановке Шарли Рубо Мариинского театра она более утонченная, светская. Меньше развязности, разнузданности. Здесь мне приходится себя трансформировать, работать над собой. Это интересно. Это другая Виолетта, и мне эта Виолетта нравится больше»,
– отмечает солистка Мариинского театра Оксана Шилова.
В новой постановке есть элемент вуайеризма: зритель как бы подглядывает за Виолеттой. Художник-постановщик из Великобритании Изабелла Байвотер придумала поставить на сцене карусель. Это наполненная праздной жизнью квартира главной героини.
«Своими декорациями мы хотели показать, что жизнь и Виолетты, и наша – это быстро вращающаяся карусель. И рано или поздно она останавливается»,
– объясняет задумку художник-постановщик Изабелла Байвотер.
Для самой Клаудии работа над «Травиатой» стала неким вызовом. Ее отец Георг Шолти, которого в музыкальном мире называют «супер-дирижером», играл оперу Верди в лондонском «Ковент-Гардене». И в новой постановке Мариинки дочь доказала: и для нее вечная классика не пустой звук. Даже если и сделана она в стиле «секс, наркотики и рок-н-ролл».
Константин Коковешников, “Мир 24”