Хибла Герзмава перевоплотилась в Адриану Лекуврер, Зинаида Царенко впервые исполнила Принцессу де Буйон в опере Чилеа.
27 и 30 апреля 2024 в Мариинском театре Хибла Герзмава впервые в своей карьере исполнила роль французской актрисы Адрианы Лекуврер в одноименной опере Франческо Чилеа. Кажется, можно говорить о моде на эту веристскую оперу в последние годы — в Париже в феврале-марте 2024 прошли ее показы в постановке шотландца Дэвида Маквикара с Анной Нетребко и Анной Пироцци в главных ролях, в начале сезона 2023/2024 годов Большой театр представил премьеру в режиссуре Евгения Писарева, где был затронут исторический пласт 30-х годов XX столетия — исполнение роли Адриенны Алисой Коонен, связанный с той пьесой Скриба и Легуве, на основе которой было написано Артуро Колаутти в свое время создал либретто.
Мариинский здесь в какой-то мере может гордиться первенством — в его репертуаре опера “Адриана Лекуврер” о трагической судьбе актрисы театра “Комеди Франсез”, жившей в XVIII веке, есть еще с 2017 года, когда ее здесь поставила французский режиссер и сценограф Изабель Парсьо-Пьери.
В постановке нет радикальных решений и слегка размыто важное для оперы разделение на жизнь театра и жизнь вне его, так как есть постоянная красивость всего происходящего, не лишающая нас чувства театральности действа даже тогда, когда сцены оперы происходят вне театра.
В этой трактовке разницы между двумя мирами почти не чувствуется также из-за слишком красивых, изысканно театральных костюмов героев и героинь Кристиана Гаска.
Приглашенная солистка Мариинского театра Хибла Герзмава очевидно полюбила петь в Мариинском театре, и в последние сезоны делает это достаточно часто, совмещая эти приезды активной концертной деятельностью, руководством своим фондом и премией, а также появлением в МАМТе в роли Нормы в одноименной опере Беллини.
В Мариинском театре в этом сезоне зрители могли видеть Герзмаву в роли Дездемоны в “Отелло” Верди, Елизаветы Валуа в звездном вердиевском “Дон Карлосе”, который исполнялся несколько раз, а также в заглавных ролях роли Флории Тоски в “Тоске” Пуччини и Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти.
Герзмаве близко репертуар бельканто, и, наверное, самое сильное впечатление о ней как о певице уникального, невероятно красивого голоса можно составить, придя в Москве на “Норму”, которой обычно дирижирует дирижер Мариинского театра Кристиан Кнапп.
Хибла Герзмава: “Оперное искусство интересно и молодому зрителю”
Возможно, именно сотрудничество с ним стало причиной новой премьерной роли Герзмавы, которую мы могли увидеть и услышать дважды — в первый раз, 27 апреля 2024 года, партнерами певицы стали такие солисты Мариинского театра, как Юлия Маточкина (Принцесса де Буйон), Владислав Куприянов (Мишонне) и Мигран Агаджанян (Морис Саксонский).
30 апреля в составе к Агаджаняну и Герзмаве также присоединились великолепный баритон Мариинского театра Роман Бурденко и дебютировавшая в роли Принцессы де Буйон победительница XVII Международного конкурса имени Чайковского Зинаида Царенко.
Интересно, что меццо-сопрано Царенко, тоже являющаяся приглашенной солисткой Мариинского театра, по частоте появлений на сцене театра тоже может сравниться с Герзмавой. Царенко активно осваивает роли, которые становятся для нее дебютными — например, Марфы в “Хованщине” и Графини в “Пиковой даме” Чайковского.
Ее ответственный подход, детальное и подробное освоение партии, смелость и готовность включать в свой репертуар сложные и новые роли, несомненно, внушают большое уважение к этой молодой певице.
И Герзмава, и Царенко не вызывали претензий к степени их исполнительского мастерства, и если бы опера шла в концертной версии, оба премьерных появления можно было назвать идеальными. Герзмава приковывала внимание слушателей к своему голосу, заставляя почувствовать почти физически свою солирующую роль в этом спектакле, в то время как Зинаида Царенко ритмически точно работала с партнерами по сцене, достойно спев самый сложный в опере дуэт – между двумя соперницами, Лекуврер и принцессой, узнающими о том, что они любят одного человека.
Зинаида Царенко выиграла Гран-при Конкурса имени Чайковского
Но опера Чилеа, так подробно показывающая, как страсти вне сцены могут стать сильнее тех, что изображаются актерами на ней, требует, кроме певческого мастерства, душевной страсти и разнообразия нюансов в динамике роли, и здесь, мне кажется, захватывающего огня ревности и злобы, ставших источником дальнейших интриг, между двумя героинями Герзмавы и Царенко не случилось.
Самой сильной эмоциональной сцепкой в спектакле можно назвать сценический дуэт Мишонне (Роман Бурденко) и Лекуврер, так как привязанность пожилого актера (40-летний Бурденко замечательно сыграл старость и легкую хромоту) к своей протеже и стабильное присутствие между ними тепла и дружеской поддержки чувствовалась в течение всей оперы.
Все остальные эмоциональные сцепки, важные для этой оперы об отношениях людей разных сословий, имеющих похожие цели, но позволяющих себе разные средства их осуществления, были скорее заявлены исполнителями, чем сыграны и прочувствованы.
В целом это был очень достойный, невероятно красивый вечер, в котором вызывало эстетическое наслаждение все, от костюмов до голосов исполнителей, но пронзительности трагедии Адрианы Лекуврер, умирающей после многочисленных любовных перипетий и вызова сопернице со сцены “Комеди Франсез”, здесь не было.
Юлия Савиковская